09.01.2020
arts
ТИМУР МУСТАКИМОВ: «Я НЕ АМЕРИКАНЕЦ, Я ИЗ НИЖНЕКАМСКА!»

Каждый приезд виртуоза фортепианной музыки - нашего земляка Тимура МУСТАКИМОВА - событие для нижнекамской публики. Аншлаг на концерте в музколледже им. С. Сайдашева в минувшем декабре - тому подтверждение. Вместе со своей невестой, пианисткой из США Джин Лин, маэстро исполнил сочинения Баха и Моцарта. Аккомпанировал им камерный оркестр под управлением заслуженного работника культуры РТ С. Загриевой. Про родной город Тимур не забывает. Программа каждого визита расписана чуть ли не по секундам - пианиста желают видеть везде. В перерывах между репетициями Т. Мустакимов провёл творческую встречу в библиотеке им. Тукая, а уже на следующий день беседовал с учениками родной школы №22. Также музыкант посетил музей народного художника РТ А. Фатхутдинова. В плотном графике Тимура нашлось время и на интервью «ВГ».


- Тимур, когда вы впервые познакомились с инструментом?
- В начальной школе меня записали в кружок бальных танцев, где аккомпаниатором на рояле была милая женщина Галина Ивановна. С первого занятия я понял, что хочу играть на этом «чёрном ящике». Когда Галина Ивановна уходила пить чай, я подбегал к инструменту и начинал стучать по клавишам. Мне было безумно интересно, как этот «ящик» работает. Однажды она меня поймала, протестировала мой слух и пригласила родителей. Я подумал: ну всё, доигрался, сейчас мне всыплют по полной программе. Когда пришла мама, аккомпаниатор вместо публичной порки сказала, что у мальчика талант, его обязательно надо отдать в музыкальную школу. Мама засомневалась, ведь мне было уже 9 лет! Галина Ивановна успокоила: «Не бойтесь, он всё сдаст экстерном». Так и вышло. За два года в музыкальной школе №1 я прошёл 4 класса. Занимался у замечательного педагога Татьяны Киселёвой. Затем в 14 лет переехал в Казань, поступил в специальную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. На первом курсе уехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить учёбу в Mannes College в студии выдающегося пианиста Владимира Фельцмана. Живу и работаю в Штатах уже 10 лет.

- Кто вам купил первый инструмент?
- Инструмент в доме был задолго до того, как я стал заниматься, хотя ни мама-химик, ни отец-монтажник никогда не музицировали. Это моя тётя посоветовала приобрести фортепиано, но тогда ещё никто не знал, что я буду музыкантом. Инструмент стоял как мебель, а потом я увидел, как на нём играют, и всё сошлось как в кубике Рубика.

- Сколько теперь у вас личных роялей?
- Два: один в Нижнекамске у родителей, на другом рояле, «Ямаха», я работаю в Филадельфии. А самое первое пианино мы пожертвовали студенту.

- Ваша первая учительница по фортепиано Татьяна Киселёва в интервью «ВГ» пять лет назад сказала, что вы всегда старались браться за сложные пьесы и без устали оттачивали мастерство. Вас привлекают только сложные произведения?
- Для поступления в музыкальную школу детям достаточно было просто спеть. А я отчётливо помню свой тогдашний пунктик - я хотел играть на вступительных экзаменах на рояле и непременно двумя руками. Галина Ивановна посоветовала мне играть в унисон, то есть одну и ту же мелодию двумя руками одновременно. Играл-то я одну мелодию, но главное - двумя руками. И я был очень горд. Это звучит немного нескромно, но у меня уже тогда было ощущение профессии - мне хотелось быть пианистом, который играет двумя руками.

- По сколько часов в день вы занимаетесь?
- Я был обычным ребёнком, после школы бежал играть с ребятами в футбол, а родители постоянно напоминали мне, что нужно заниматься, и первый педагог тоже старалась приучить к дисциплине. Чем старше я становился, тем больше времени посвящал оттачиванию мастерства. Иногда играл по шесть часов. Конечно, когда нужно срочно что-то выучить, играю больше, но стабильно - по 2-3 часа в день, оптимально - 4 часа.

- Как вы оказались в Америке?
- Я был на фестивале в Нью-Йорке, который организовал пианист Владимир Фельцман. И в рамках этого фестиваля победил в конкурсе имени Якова Флиера. Сыграл вместе с Фельцманом второй концерт Рахманинова. После этого он пригласил меня к себе учиться. Я с радостью согласился. Для меня это была невероятная возможность оказаться в центре музыкального мира и учиться у музыкантов мирового масштаба.

- Сложно было осваивать язык?
- В школе №22 английский преподавали блестяще. Двух лет обучения в школе мне хватило, чтобы чувствовать себя хорошо в Нью-Йорке.

- Первое время в Штатах вы подрабатывали органистом?
- Так и есть. Мне нужна была студенческая работа, я пришёл в церковь и просто соврал, что я органист. Видимо, с испуга смог как-то отыграть, даже ногами! У органа ножная педаль - особенная деталь, которую нужно отдельно изучать, работать на ней. В итоге они приняли меня за органиста, но я, конечно же, пианист. Сейчас на органе не играю.


- В каких странах вы выступали?
- В июле у меня был тур в Китае: сыграл 10 концертов в десяти разных городах. Концертирую в Америке, Италии. В январе опять еду в Китай.

- Китай впечатлил вас?
- Невероятно! Мне безумно интересна восточная культура. Это особенный мир, менталитет, традиции - я успел это оценить, хотя график был очень жёсткий: самолёт-отель-сцена-самолёт-отель-сцена. Играл почти каждый день.

- Вы волнуетесь перед выступлением?
- Всегда.

- Как справляетесь с волнением?
- Занимаюсь любимым делом, это меня спасает.

- Бывало такое, что инструмент подводил вас?
- Я и сам себя подводил, и инструмент меня подводил, и кто только ни подводил. Это живой процесс, в котором практически невозможно ничего предугадать. Но в этом-то вся и прелесть - когда играешь так называемый лайф-перфоманс, не под фонограмму.


- Чем увлекаетесь, кроме работы?
- Уже много лет занимаюсь плаванием. Бываю в бассейне 2-3 раза в неделю, стараюсь не выходить из режима. Обожаю читать книги, без интеллектуальной подпитки музыкант иссыхается. Сейчас активно работаю над своей диссертацией по теме «Картинки с выставки» Мусоргского, поэтому читаю много профессиональной литературы об этом сочинении. Ещё в свободное время люблю слушать классическую музыку. Очень нравится американская популярная музыка середины XX века.

- Вы преподаёте?
- Да. Это часть программы докторантуры, по которой я обучаюсь в Филадельфии. Ещё даю частные уроки. Сейчас вынашиваю идею создать свой онлайн-класс, чтобы можно было обучать ребят по скайпу. Скоро начну набор, желающих уже очень много. Ребята будут из разных точек планеты.

- Поклонники часто дарят вам подарки, сувениры, письма?
- Да, есть такое. В основном это желание поддерживать связь, желание играть, многие просят о сотрудничестве. Для меня это самое дорогое. Материальные вещи - это всё, конечно, приятно и дорого сердцу, но главное - это обратная реакция, общение с людьми, коллегами молодого поколения, которые хотели бы чему-то научиться. Это самое важное.

- Когда бываете в Нижнекамске, куда обязательно заглядываете?
- Стараюсь приезжать к родителям каждые полгода. Люблю бывать на Красном Ключе, гулять по набережной. Там стало очень красиво. Люблю музучилище, наш концертный зал - реконструированный, он выглядит роскошно. Но! Городу нужен новый инструмент! В городе два рояля - «Ямаха» и «Москва». На обоих инструментах практически невозможно играть! Мы искренне надеемся на помощь производственников, властей города, частных спонсоров. У нас замечательная, страстно любящая классическую музыку аудитория. Люди, которые стоят по краям зала и слушают рояль, аншлаги на концертах - тому подтверждение. Я мечтаю создать нижнекамский фестиваль классической музыки, которым будут гордиться земляки, потому что он будет нашим. Уверен, с местной публикой успех ему гарантирован: гости из ближних городов, из Москвы и Штатов устремятся в наш чудесный город, чтобы послушать музыку. И для этого нам нужны два концертных рояля. Мы заслуживаем их не меньше, чем столицы!
А за тёплый приём и организацию концерта благодарен удивительной команде нижнекамцев: начальнику управления культуры Гузели Мубаракшиной, директору концертно-творческого центра Нижнекамска Артуру Тагирову, исполнительному директору «Нижнекамскшины» Игорю Прокопьеву, директору музыкальной школы №1 Ольге Прокопьевой, представителям СМИ.


- Нижнекамская публика для вас особенная?
- Конечно! Это удивительно тёплые, неравнодушные люди. Мне здесь всегда рады, потому что я не казанец и не американец, я, прежде всего, нижнекамец, земляк. Я всегда с гордостью говорю, что я из Нижнекамска.
Виктория Чабаева
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа