22.08.2019
arts
ОТ ВЕЛОТАРАНТАСА ДО КОНЯ ПЕДАЛЬНОГО

Совсем недавно в Нижнекамске одной достопримечательностью стало больше: в парке VeliKi («Велики») открылся свой веломузей - единственный в Татарстане. Велосипеды здесь - на любой вкус и цвет: из дерева и металла, самые желанные подарки для советского ребёнка и опытного велотуриста, от лёгкого дамского до массивного военного… Под одной крышей собрались 42 экспоната со всего мира, и практически каждый - ещё на ходу. А ещё в музее есть всё, что связано с велокультурой - значки, марки, книги, плакаты и фотографии. Экскурсию по музею для «ВГ» провела директор автогородка Наталья МУХАЧЕВА.


«Спасибо большое за прекрасный музей! Замечательные велосипеды! На некоторых ездили в детстве. Даша, Оксана, Олег из Йошкар-Олы», - из «Книги отзывов и предложений» нижнекамского веломузея.
Почётное место в музее занимают экспонаты из коллекции казанского велопутешественника Ильдуса Янышева: копия первого в мире велосипеда - деревянного, без педалей, изобретённого ещё в 1817 году Карлом фон Дрезом, и сохранившийся до наших дней двухместный прогулочный велосипед-тарантас. Деревянный велосипед, напоминающий лавочку на колёсах, называли машиной для бега. Принцип тот же, что у самоката, но ездить можно сидя. А велотарантас в народе получил название «костотряс»: в XIX веке во время прогулок по мостовым трясло так, что по-другому этот велосипед не назовёшь.
«Пенни-фартинг» - велосипед с необычно большим передним и маленьким задним колёсами. Упасть с такого было проще простого, причём фотографировать падающих людей было очень модно. Для женщин такие велосипеды были самое то - подол не задирался. Первые «пенни-фартинги» достигали двух метров в высоту, забирались на них с помощью стремянки или скамеечки. Такие велосипеды и сейчас выпускают - для любителей острых ощущений.
Финский деревянный детский велосипед - лошадь на колёсах - редкий экземпляр, который если и был у советских детишек, то только у единиц. Зато такие же самодельные, вырезанные папой или дедушкой, были у многих деревенских мальчишек (интересно, кто у кого позаимствовал идею - наши умельцы у финских или наоборот?).
«Достать» коня педального в своё время было непросто, да и стоил он дорого. А вот взять в аренду в парке - всегда пожалуйста. Правда, на заманчивом внешнем виде (к слову, лошадка сделана в честь английской беговой лошади - легенды конного спорта) плюсы велосипеда заканчивались: ездить на нём было ужасно непросто. Зато при езде лошадка перебирала ножками, будто настоящая, чем приводила малышей в величайший восторг.
В 70-е годы практически все советские малыши мечтали о «Дружке» - велосипеде с багажником и ручными тормозами, как у взрослых! Подрос - меняй мечту о «Дружке» на грёзы о «Спорт-люксе» или «Друге».
Военному швейцарскому велосипеду никак не дашь 75 лет - выглядит он добротно, качественно. На войне к такому велосипеду крепилось оружие и вешался рюкзак (а вы знали, что ещё задолго до Первой мировой войны существовали велосипедные войска?).
Два велосипеда 60-х годов, прибывшие из турецкого Мармариса, в музее - новички. Ну и как же в нижнекамском музее без самого крутого подросткового велосипеда 80-х - «Камы»! Причём чем больше на велосипеде было всевозможных наклеек и катафот, чем ярче обмотана проволока на спицах и чем громче трещали трещотки, тем круче считались велосипед и его хозяин. А если ещё бахрома на рукоятках и зеркала заднего вида от мотоциклов, то ты - король двора! А более солидные «Уралы» - велосипеды старших братьев - украшать было не принято. Ох, уж сколько было счастья, если брат давал прокатиться на своём «Урале» - и пусть до педалей ноги не дотягивались!
Спортивные велосипеды - с рулём-бараньим рогом - куда легче, чем обычные. Шоссейный велосипед «Москва-80», созданный специально для советских спортсменов перед Олимпиадой-80, облегчили настолько, что он потерял в характеристиках. В итоге советская команда откатала Олимпиаду на итальянских велосипедах, а на «Москве-80» каталась команда Камеруна. Один из 52-х этих велосипедов хранится здесь, в музее VeliKi.
Благодаря велосипедам у женщин появился весомый повод надевать брюки. Правда, мужчины брюкам в женском гардеробе сильно противились, да и в принципе не хотели видеть дам в седле велосипеда: в газетах выходили медицинские статьи, пугающие женщин-велосипедисток язвами, нарывами и даже бесплодием.
Самый длинный велосипед музея VeliKi - 4-местный. Ездить на таком по городу, а тем более по дворам, рискнёт не каждый. Но это ещё что! Самый длинный в мире велосипед рассчитан на 55 ездоков, его длина - аж 42,875 метра!
Веломузей работает во все дни, кроме понедельника, с 9.00 до 19.00. Вход бесплатный. Если у вас сохранился железный конь, достойный стать экспонатом этого музея, принесите его в VeliKi. И если даже велосипед - самый обычный и неисправный, его обязательно починят и передадут нуждающимся.
Алсу Шарифуллина
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа