17.05.2019
arts
УЧИМСЯ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ

Взяться за письмо в газету заставили трагические случаи на нижнекамских производствах, гибель и травмирование работников. В современном мире, где производства, в том числе взрывопожароопасные, развиваются семимильными шагами, вопросы техники безопасности и охраны труда (ТБ и ОТ) требуют особого внимания. Оно и понятно, ведь любое, даже на первый взгляд кажущееся незначительным нарушение может привести к трагедии, не говоря уже о солидном материальном ущербе. И задача педагогов - внушить и научить будущих производственников трудиться безопасно.


Свои действия работники должны довести до автоматизма. То есть на подсознательном уровне нужно уметь контролировать себя и избегать тех действий, которые могут привести к нарушениям правил ТБ и ОТ. К слову, недавно на курсах повышения квалификации педагогов при КФУ прозвучала интересная мысль о том, что на соревнованиях Worldskills, когда работу надо выполнять быстро и чётко, как робот, в основном побеждают азиаты. В технологических или научных заданиях чаще выигрывают европейцы. А если дело касается выхода из нестандартных ситуаций, отклонения от шаблонов - цены нет россиянам. Но сегодня речь не об этом.

В колледже нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева, где готовят специалистов для нефтехимических производств, к обучению технике безопасности и охране труда относятся предельно ответственно. Не только на занятиях по техническим дисциплинам, но и на уроках по общеобразовательным предметам, таких как физика, химия и др., учащиеся обязательно проходят инструктаж. Например, на уроках химии, кроме опасных химикатов, есть ещё стеклянная посуда, которая при неосторожном обращении может оказаться травмоопасной. А на занятиях по физике - тут и электричество, и лазер, не говоря уже о крутящихся, трущихся деталях, разных механизмах. Одним словом, всегда надо быть начеку. При этом сухой инструктаж не всегда запоминается учащимися. Если закрепить эти правила примерами из жизни, уверен, студенты их запомнят надолго.

Справедливости ради отмечу: согласно статистике в России количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями и со смертельным исходом уменьшается. Например, по данным Роструда, в 2018 году количество погибших на производстве составило 1017 человек против 1972 смертельных случаев в 1918 году. Согласитесь, даже в масштабах России это немало. Но каждая новость, даже по сарафанному радио, о пожарах, авариях и несчастных случаях на производстве в городе или стране на занятиях в колледже становится предметом разбирательства.

Вот примеры, которые я привожу на занятиях по физике. К слову, все они произошли на нижнекамских предприятиях.
В первом случае двум молодым машинистам дали задание спуститься в колодец и закрыть кран. Кто должен спуститься в колодец, а кто - контролировать действия напарника наверху, они решили никому не обидным путём: разыграли на «су-е-фа». А требования ТБ и ОТ вообще отодвинули на второй план. Кто же мог подумать, что эта беспечность приведёт к трагедии? Через несколько минут спустившийся в колодец первый работник никак не отреагировал на вопросы напарника сверху, и тот решил тоже спуститься в колодец узнать, что случилось. Их обнаружили сравнительно быстро, но спасти, к сожалению, не удалось.

Во втором случае бригада электромонтёров ремонтировала высоковольтную линию. До конца рабочей смены оставались считанные минуты. Двое на столбе уже заканчивали работу, скоро можно было включить рубильник и ехать домой. Для тех, кто на земле, естественно, время идёт медленно, и они решили максимально использовать каждую минуту. До рубильника идти минут десять, столько же обратно, значит, не меньше двадцати минут. А если не ждать, когда они закончат, а идти сейчас? И пока они завершают работу, посыльный, который должен включить рубильник, как раз дойдёт до места и, когда работники переоденутся, уже вернётся. Всё правильно вроде рассчитали. И связь на уровне - у всех сотовые телефоны. Но не учли одного - форс-мажорной ситуации. Один электрик успел спуститься, а второй забыл на столбе любимые плоскогубцы. Несколько шагов обратно вверх, только руку протянул за инструментом - а там уже высокое напряжение. И током здорово шарахнуло, и со столба электрика будто ветром сдуло. Врачи, говорят, удивлялись, как он жив остался с ожогами и многочисленными переломами…

В третьем случае электромонтажник поднялся по приставной лестнице, чтобы вкрутить лампочку в патрон. Лестница пошатнулась, мужчина упал с высоты около двух метров, в результате - тяжёлые травмы. А ведь при работе на высоте нельзя использовать неинвентарное оборудование.
Подобных примеров много. Привожу я их не для того, чтобы напугать будущих работников производственных предприятий, а чтобы они осознали цену ошибок и не допускали их. О первом случае рассказываю студентам при изучении термодинамики. Говорю, что надо делать работнику, прежде чем спуститься в колодец. Акцентирую внимание не только на проветривании колодца, но и необходимости использования противогаза, который имеется у всех работников опасных предприятий. Второй случай больше подходит к электродинамике, третий можно связать с механикой. Ведь вследствие притяжения Земли все тела падают на землю, и человек не исключение, тем более если он нарушает правила техники безопасности.

К сожалению, на предприятиях, особенно на стройке, не обходится без производственных травм и смертей. Считаю главным, чтобы учащиеся - завтрашние производственники - осознали, что инструктаж по ТБ и ОТ надо проходить не для галочки, а вникая в каждое требование. Только соблюдая их, можно сохранить здоровье, а порой и жизнь себе и коллегам. И чем раньше работник, может, ещё будучи студентом, приучит себя строго соблюдать правила, тем меньше будет ЧП по вине персонала. Считаю, все преподаватели учебных заведений должны вносить свою лепту в обучение безопасности на рабочих местах. Рассказ о каком-нибудь ЧП, живом примере из жизни займёт всего 3-5 минут. Зато обязательно вызовет ответную реакцию, более того, студенты наверняка обсудят это между собой или дома с родителями и после вспомнят не раз. Значит, задумаются и, если окажутся в аналогичной ситуации, будут осторожнее.

Кроме этого, будущим работникам производственных предприятий правила по ТБ и ОТ необходимо знать не только для того, чтобы их не нарушать, но и для того, чтобы непосредственные руководители не заставляли их выполнять устные приказы в нарушение тех самых правил. Чтобы потом, в случае ЧП, всю вину недобросовестные руководители не возложили на неопытного работника. Что греха таить, бывают и такие случаи.

А производственников призываю не скрывать результаты проверок по несчастным случаям, наоборот - афишировать и широко обсуждать их, привлекая прессу, чтобы другие работники и, что особо важно, будущие специалисты - сегодняшние студенты - знали об этом и учились на них, а не на своих ошибках.

РАХИМ ЗАКИРОВ, преподаватель КНН имени Н.В. Лемаева.
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа