07.03.2019
arts
КАК СЕБЯ ВЕСТИ С ПАЦИЕНТОМ?

Госдума отказалась вводить штрафы для врачей за нарушения правил медицинской помощи. Эксперты сочли, что от этого пациентам лучше не станет. Сегодня за несоблюдение пра¬вил оказания меди¬цинской помощи установлена только дисциплинарная ответственность. Проще говоря, врачу могут объявить выговор. В исключительных случаях, повлёкших существенный вред здоровью пациента, врач отвечает по уголовной статье. На тему правильного общения врача с пациентом рассуждает ветеран нижнекамского здравоохранения Гамир ИСМАГИЛОВ.


СО ШТРАФАМИ ПОВРЕМЕНЯТ

Проект поправок в Ко­декс об административ­ных правонарушениях предлагал штрафовать врачей и больницы за то, например, что предла­гают за плату процеду­ры, которые должны быть бесплатными. Отдель­но предлагалось наказы­вать за нарушение поряд­ка предоставления меди­цинской помощи. С вве­дением штрафов решено как минимум повреме­нить. В первую очередь медицинский работник или больница, принимая на лечение пациента, не­сут ответственность за его жизнь и здоровье.

В предложенном про­екте штрафы действи­тельно были очень высо­кие. Именно на это обра­тили внимание в Госду­ме. Вопрос требует осо­бого внимания, посколь­ку тема ответственности медучреждений и медра­ботников общественно значима и может вызвать напряжённость среди ме­дицинского персонала. Хотя в целом идея заслу­живает внимания.

СПЕЦОТДЕЛ ПО ВРАЧЕБНЫМ ОШИБКАМ

Не успели врачи об­легчённо вздохнуть по благоразумию депутатов Госдумы, призывающих своих собратьев не спе­шить бить по врачебным ошибкам рублём, как ста­ло известно, что предсе­датель Следкома России Александр Бастрыкин подписал в ноябре про­шлого года приказ о соз­дании специальных от­делов для расследования врачебных ошибок. По мнению самих следова­телей, цель нововведения - свести к минимуму пре­следование медицинских работников и защитить пациентов.

На заседании межве­домственной рабочей группы в области меди­цины и юриспруденции были выработаны пред­ложения по введению новых статей в УК РФ:

»статья 124.1 - не­надлежащее оказание медицинской помощи;

»статья 124.2 - сокры­тие нарушения оказа­ния медицинской по­мощи, за внесение не­достоверных сведений в медицинскую доку­ментацию, её сокрытие либо уничтожение, или подмену биологиче­ских материалов.

Напомню, сейчас меди­цинские ошибки квали­фицируются по следую­щим статьям Уголовно­го кодекса РФ: 109 (при­чинение смерти по нео­сторожности), 118 (при­чинение тяжкого вре­да здоровью по неосто­рожности), 238 (оказа­ние услуг, не отвечаю­щих требованиям без­опасности), 293 (халат­ность). Но ни одна из них не учитывает осо­бенности профессио­нальной медицинской деятельности. Хотя есть ещё статья 235 - неза­конное осуществление медицинской или фар­мацевтической помощи. В то же время до сих пор откладывают принятие закона о медицинских ассоциациях.

В этой связи подчер­кну, что решать, может ли врач заниматься про­фессиональной деятель­ностью, должен не суд, а врачебное професси­ональное объединение, как это происходит в дру­гих странах. Нельзя игно­рировать право врача на ошибку, поскольку врач зачастую берёт на себя риск в борьбе за жизнь доверившегося пациента. Составители предлагае­мого законопроекта заве­рили, что будут привле­каться к ответственности только врачи, которые допустили грубейшие на­рушения стандартов и протоколов лечения.

ИЗВИНИТЕЛЬНЫЙ КОМПРОМИСС КАК ПРОФИЛАКТИКА

Я на стороне врачей, но, как воспитанник со­ветской врачебной шко­лы, обязался любить сво­их пациентов, доверив­шихся мне, и защищать их интересы. Сегодня в Интернете кочует ин­тервью под названием «Американский врач о войне между российски­ми докторами и пациен­тами» бывшего советско­го врача Вадима Гущина, ныне успешно работаю­щего директором отделе­ния хирургической онко­логии в медцентре Бал­тимора (США).

Он даёт ценные реко­мендации врачам, кото­рых «тянет набросить­ся на пациентов и заду­шить», он учит врача дей­ствовать на упреждение жалобы или конфликта в зародыше, идя на изви­нительный компромисс с самого начала, чтобы у больных и их родствен­ников не зарождалась обида из-за невнимания, отфутболивания или ка­тегорического неприя­тия врачебной ошибки. Правильно выстроенным общением с пациентами врач защищает себя.

wКогда жалоба уже на­писана, иск подан, под­ключились правоохрани­тельные органы, врачу уже поздно действовать. Врачам нужно работать на опережение - профи­лактировать конфликты. Американское сообще­ство хирургов выпусти­ло курс «Как себя вести с пациентом». Ведь паци­ент, если у него случилось осложнение, хочет услы­шать от врача прогноз и узнать, как это можно исправить. Почему это с ними происходит - во­прос второй. И только в последнюю очередь воз­никает вопрос, кто вино­ват. Иск подают не пото­му, что случилось что-то, а из-за чувства неспра­ведливости. «Если узнал, что с пациентом что-то не то, я включаюсь в про­цесс, поддерживаю связь с родственниками или с самим пациентом. Ос­ложнение произошло по­сле моей процедуры, я забочусь всё же не о себе, а о своем пациенте. У доктора, который беспо­коится о своём пациен­те, вероятность попасть в беду, вероятность отве­чать по судебному иску - на несколько порядков ниже», - говорит Гущин.

РАДОВАТЬСЯ И ОГОРЧАТЬСЯ – ВМЕСТЕ

По данным Следко­ма РФ, если в 2012 году было возбуждено 311 дел, то в 2017-м - уже 1791. И ежегодно в России рас­сматривается более 4000 претензий пациентов к качеству медицинских услуг. И в Нижнекамске в 2017 году был прецедент, когда нижнекамцы Алсу и Юрий Смирновы по­сле восьми лет судебных тяжб добились уголов­ного наказания по вра­чебной ошибке, которая привела к инвалидности Алсу.

И я призываю вра­чей учиться професси­ональному общению. В Нижнекамске вто­рой год действует про­ект «Дружелюбная поли­клиника», подразумева­ющая всестороннюю па­циентоориентирован­ность, но жалоб не стано­вится меньше. Частень­ко слышны жалобы и со страниц «ВГ». Потому что многие практикующие врачи не понимают нуж­ности коммуникаций. А правильно общающийся с пациентом врач будет получать гораздо боль­ше удовольствия от рабо­ты. У него не будет посто­янного конфликта, что его недооценивают, что больные на него жалуют­ся, что уровень его вели­чия никто не понимает. Цель врача - сделать всё для пациента. Если по­лучается положительный результат - вместе радо­ваться, если отрицатель­ный - вместе печалиться.

Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа