13.09.2018
arts
Трасса федерального значения: плюсы и минусы для Нижнекамска

Федеральная трасса пройдёт через Нижнекамский район. Об этом говорили давно, и вот, наконец, принято официальное решение. 2 августа Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства №1610-р, в котором прописано строительство ответвления федеральной трассы М7 «Волга» через Нижнекамский, Тукаевский и Заинский районы.


Документ опубликован на сайте правительства, и, если быть предельно точным, он вносит дополнение в распоряжение правительства РФ от марта 2013 года: «позицию 39 подраздела «Автомобильные дороги» дополнить пунктом 3 следующего содержания: 3) строительство обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны, категории IБ (Мамадышский, Нижнекамский, Тукаевский, Заинский районы)». Две предыдущие позиции остались прежними, они касаются реконструкции М7 и строительства обходных дорог вокруг нескольких городов, в том числе и Казани.

Зачем понадобилась обходная дорога

Причин две. Но сначала для удобства понимания условно назовём обходную дорогу «Нижнекамской», поскольку большая её часть будет построена именно в нашем районе.

Причина первая. «Нижнекамская» сократит путь между Казанью и конечным пунктом автомагистрали М7 - Уфой.  И хотя её планируется сделать платной, по идее, многие транзитные автомобили отправятся именно по ней - путь короче, скорости выше. По проекту «Нижнекамская» - дорога первой категории, то есть по две полосы в каждую сторону, максимальная разрешённая скорость - до 120 км в час. Соединяться с основной трассой М7 она будет за пределами Набережных Челнов, и автотранспорту не придётся тащиться несколько десятков километров по территории автограда. А это значительно сократит время прохождения участка от пункта А (где «Нижнекамская» расходится с М7) до пункта Б (где обе дороги вновь сливаются в одну).

Причина вторая. Обходная дорога снизит нагрузка на плотину Нижнекамской ГЭС, по которой сейчас проходит весь автомобильный трафик. Плотина - объект стратегический, поэтому увеличения нагрузки на неё допускать нельзя, а с развитием Камского промышленного кластера «Иннокам» количество автомобильного транспорта и перевозимых грузов будет значительно расти.

Что известно о «Нижнекамской»

Длина около 95 километров, четыре полосы движения. Ответвляться от М7 она будет на 970-м километре, то есть около Мамадыша. Затем возле Соколок по мосту длиной 3,1 км через Каму и далее - по Нижнекамскому району.

По предварительному плану дорога у нас протянется через  посёлки Новый Закамский и Новое Минькино. Далее по мосту через Зай, который придётся перестраивать, поскольку он и сейчас едва справляется с транспортным потоком. От Зая к деревне Сарсаз-Бли, а затем  в сторону Набережных Челнов.

Это предварительный маршрут. Сейчас «Нижнекамская»  находится на стадии планирования и межевания, и её маршрут может измениться, как ежегодно меняется и стоимость проекта. Например, в 2015 году только строительство моста через Каму возле Соколок оценивалось в 21,4 млрд рублей, а весь проект - более чем в 62 млрд.

Предполагается, что этот беспрецедентный для нашего района дорожный проект может быть реализован в течение ближайших четырёх лет, то есть в 2022 году.

Зачем Нижнекамску ещё одна дорога

Об этом на прошлой неделе газете «БИЗНЕС Online» рассказал замруководителя исполкома НМР Радмир БЕЛЯЕВ. По его словам,  в Нижнекамском районе полным ходом идёт «перетрассировка» федеральной трассы М7. С учётом развития крупных промышленных предприятий Нижнекамска, крюк, который приходится делать сейчас при выезде из города на федеральную трассу, - это большое инфраструктурное ограничение. А мост через Каму к трассе М7 значительно снизит нагрузку на транспортную инфраструктуру и облегчит логистику грузов.

 «Для нас это очень важный проект, - пояснил Р. Беляев. - Сейчас решаются вопросы проектирования и получения федерального финансирования. Со своей стороны мы всю необходимую информацию, связанную с земельными участками, с обоснованием транспортных потоков, уже предоставили в Минтранс. Процесс идёт. Мы понимаем значимость этого проекта для Нижнекамска, и муниципалитет везде, где может, старается этот процесс ускорить».

Итак, в нашем районе строительство дороги «Нижнекамская» (не забываем, что название условное, в документах его нет) позволит улучшить транспортную логистику камского промышленного кластера «Иннокам», который создаётся на территориях промышленных зон Нижнекамска, Набережных Челнов и Елабуги и в ближайшие десять лет должен стать основной точкой экономического роста в Татарстане.

Кроме этого, «Нижнекамская» в целом улучшит транспортное сообщение Нижнекамского района. Для автолюбителей добраться, например, до Казани будет быстрее, проще и дешевле, поскольку путь станет короче. Станет дешевле перевозка грузов в западном направлении и обратно. Нижнекамский автовокзал сможет получить вторую жизнь, появятся новые маршруты, поскольку пассажирские перевозки станут более логичными и экономичными. И конечно, эта дорога сократит транзит транспорта через наш город.

«Практически весь грузовой транспорт проходит сквозь город, - сказал пару лет назад на одной из пресс-конференций мэр Нижнекамска Айдар МЕТШИН. - А это и нагрузка на дороги, и транспортная напряжённость в целом. Новый обход сыграет свою роль. Причём это не только мостовой переход, это ещё 100 километров дорог с той и с нашей стороны».

Проектом заинтересовались китайцы

В конце апреля этого года в Нижнекамске побывала рабочая группа, представляющая интересы  Китайской компании коммуникации и строительства (China Communications Construction Company). Это одна из крупнейших в мире корпораций, занимающихся проектированием и строительством морских и речных портов, железных и автомобильных дорог и мостов, аэропортов, метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Компания имеет представительства почти в 100 странах мира и теперь заинтересовалась проектами строительства двух мостов через Каму - около Соколок и возле села Бетьки, в нескольких километрах ниже по течению от плотины Нижнекамской ГЭС.

Ещё один мост через Каму

У проекта строительства моста через Каму, который должен связать Мамадышский и Нижнекамский районы, был серьёзный конкурент. Поскольку проект долгое время разрабатывался лишь на местах и не имел решения на федеральном уровне, Елабуга, которую возглавляет бывший министр транспорта РТ Геннадий Емельянов, стала лоббировать собственную идею - построить мост через Каму, который бы соединил Елабужский и Тукаевский районы. Это тоже обходная дорога, которая позволит разгрузить саму плотину Нижнекамской ГЭС и построить более короткую, чем «Нижнекамская», дорогу в объезд Набережных Челнов.

Но поскольку правительство РФ своё решение от 2 августа этого года уже приняло, проект моста возле села Бетьки отложен. Это не значит, что его не будет. Он включён в особую программу под названием «Алабек», которая должна быть реализована к 2030 году.

Этот второй мост тоже имеет для нас большое значение. Он в разы сократит дорогу между Нижнекамском и Елабугой и станет частью общей транспортной инфраструктуры Камского промышленного кластера.

Но пока - обходная дорога через Нижнекамский район и мост у села Соколки. Проекты практически готовы, правительство РФ дало добро. В Нижнекамске в скором времени начнутся большие дорожные дела.

У проекта немало минусов

Начальник управления строительства и архитектуры исполкома НМР Фирдавис ХАНОВ в беседе с корреспондентом «ВГ» также отметил, что «Нижнекамская» станет большим плюсом для жителей нашего города, поскольку значительно сократит путь до Казани и откроет новые маршруты. Но и минусы у проекта есть. Первый - это местонахождение будущего моста.

- О мосте через Каму я слышал ещё 40 лет назад, когда учился в институте, - сказал Фирдавис Гайнетзянович. - То есть уже тогда в нём была необходимость. Но для Нижнекамска было бы намного удобнее, если бы мост через Каму был построен рядом с деревней Котловкой. Мы предлагали эту идею в Минтрансе, обосновывали её, но решение было принято в пользу Мамадышского района. При этом новая дорога должна пройти прямо через село Соколки. Дорогу планируется сделать платной, высокоскоростной, а это значит, что она с обеих сторон должна быть ограждена. Транспорт  со стороны на неё не попадёт, люди через неё не смогут пройти. Село будет разделено на две части.  Для жителей можно надземные пешеходные переходы сделать, но скот по ним не переведёшь.

То же самое, по мнению Ф. Ханова, произойдёт и у нас - скоростная магистраль с ограждениями разделит значительную часть района на две части. Тракторы, комбайны с одного поля на другое, разделённые  дорогой, попасть не смогут. Придётся переносить подземные и надземные коммуникации, газо- и прочие проводы. Всё это тоже большой минус проекта.

О мосте через Зай Фирдавис Ханов сообщил, что он будет двухуровневым. По нижнему уровню будет проходить бесплатная дорога на Чистополь, по верхнему - платная высокоскоростная магистраль. Далее дорога пройдёт рядом с селом Сарсаз-Бли, затем - мимо Шингальчей и южнее «ТАНЕКО» в сторону Тукаевского района, и за Набережными Челнами соединится со старой трассой М7. При этом он отметил, что проектные работы ещё продолжаются. Время у нас есть. Первым этапом станет строительство моста через Каму и ответвления дороги от него до М7 - это около 15 км, и только потом работы начнутся на территории Нижнекамского района. При этом в сегодняшних ценах строительство дороги от М7 до моста обойдётся в 21 млрд рублей.

Об источниках финансирования пока не говорят, но, поскольку Дмитрий Медведев решение правительства подписал, Ф. Ханов не сомневается, что дорога будет построена и будет востребована нижнекамцами. Вот только по срокам можно не успеть. 4 года для такого масштабного проекта - это мало.
Вадим Ряховский
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа