05.07.2018
arts
Автобусам и трамваям прописали климат-контроль и маленький интервал

На прошлой неделе новостные ленты пестрели радостными заголовками вроде «Весь общественный транспорт в России оборудуют кондиционерами». Это потому, что Минтранс скорректировал соцстандарт обслуживания пассажиров в автобусах, трамваях и маршрутках. Всё бы ничего, но изменения в стандарте носят лишь рекомендательный характер и не являются сигналом к действию. Однако позволяют органам госвласти и местного самоуправления оценить свой уровень транспортного обслуживания населения. Но «ВГ» всё равно узнала, соответствуют ли нижнекамские трамваи и автобусы новому эталону, и если нет, как можно исправить ситуацию, чтобы и пассажиры были довольны, и транспортники не в убытке?


Как должно быть?

Руководители нижнекамских транспортных предприятий в один голос заявили: эти рекомендации соблюсти невозможно. По крайней мере, в Нижнекамске и в нынешней финансовой ситуации. К примеру, региональным властям, которые отвечают за развитие общественного транспорта, рекомендовано обновлять парк раз в 10 лет. А пассажиропоток и автопарк должны быть рассчитаны так, чтобы норма вместимости на маршрутах была сокращена с пяти до трёх человек на один квадратный метр свободной площади пола салона. Правда, кто и как будет высчитывать этот показатель, не уточняется.

Зато уточнены требования к соблюдению комфортного температурного режима в салоне. Новый парк, который приходит на смену старому, должен быть оборудован системами климат-контроля, то есть зимой в салонах должно быть тепло, а летом прохладно. Температура в холодное время года должна быть не менее 12 градусов при среднесуточной температуре на улице ниже 5 градусов, а летом - не более 25 градусов при среднесуточной температуре выше 20 градусов.

Что касается остановок, то они должны защитить пассажиров от ветра и осадков. Кроме того, там нужно разместить информацию о маршрутах и расписании, что не всегда бывает на остановках, особенно в отдалённых населенных пунктах. Ещё Минтранс уточнил параметры доступности общественного транспорта для населения, в том числе для маломобильных граждан.

Как оно есть?

- Да, закон предусматривает обновление парка раз в 10 лет, - подтвердил директор нижнекамского ПАТП Юрий ИВАНОВ. - Но это невозможно при госрегулировании тарифов, когда предприятие вынужденно устанавливает тарифы ниже себестоимости городских перевозок и они оказываются убыточными. Такие проблемы не только у нас, а по всей стране, кроме, разумеется, крупных городов, например, Москвы и Санкт-Петербурга. Чтобы соблюдать эти рекомендации, в бюджете должны быть деньги, а заказчик - исполком - должен определить критерии качества перевозок и предусмотреть на это средства с учётом интервала движения, зарплаты сотрудников, через какой пробег должны меняться резина на автобусах и прочего. Хочет заказчик хороший автобус с кондиционером - пожалуйста, вопрос только в цене. Пока мы вынуждены работать на автобусах малой и средней вместимости, потому что они более приемлемы по цене. Хотя я абсолютно ничего не имею против низкопольных автобусов большой вместимости с вай-фаем, которые люди бы ждали на остановках не по полчаса, а всего 4 минуты.

В Горэлектротранспорте сегодня 63 пассажирских вагона, многим из которых по 40 лет, 50 из них давно выработали свой ресурс.

- Срок обслуживания трамвая - 18 лет, - рассказал «ВГ» гендиректор ГУП ГЭТ Рафаиль ХАБИБУЛЛИН. - Потом вагон идёт на капитально-восстановительный ремонт, который продлевает жизнь ещё на 3 года. Некоторые трамваи прошли уже два таких ремонта, ещё несколько уже подходят к третьему. Мы рады обновить парк хоть сегодня. За счёт собственных средств в 2010 году мы купили «морковку» - низкопольный трамвай, новые вагоны появились в 2011 и 2013 годах, а в 2015 году президент Рустам Минниханов подарил нам четыре новых трамвая. Теперь у нас есть 8 сравнительно новых вагонов, остальные - старые, их срок уже вышел, но мы их держим в очень хорошем состоянии.

Что касается уменьшения количества пассажиров на квадратный метр, то наполняемость трамвая зависит от времени года, суток и места проведения городских праздников. Например, в сильный буран многие предпочтут остаться дома, в крайнем случае, вызовут такси. В выходные, когда нижнекамцы разъезжаются по огородам, наполняемость тоже уменьшается. А вот в субботу, когда на набережной проходил выпускной, да и вообще с открытием пляжного сезона, трамваи, курсирующие по второму маршруту, заполняются на ура.

- Во время встреч главы НМР или депутатов с гражданами не бывает жалоб, связанных с трамваями. Но если мы поменяем интервал и будем пускать вагоны на линию через 15-20 минут, а не через 3-4 минуты, как сейчас, то поднимется волна возмущения. Чтобы привлечь пассажиров, мы проводим разные мероприятия с библиотеками, горздравом, у нас есть прекрасный экскурсионный трамвай. Люди любят трамвай за пунктуальность и интервал, и не зря наше предприятие считается одним из лучших не только в Татарстане, но и в России, хотя о наших проблемах, может, и не догадываются, - добавил Р. Хабибуллин.

В общем, стандарты, по которым нас должны правильно перевозить, есть, а денег на эти самые удобные перевозки, как обычно, нет. Появятся ли они вообще - пока неизвестно.

Юлия Скорина
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа