31.05.2018
arts
Олимпийская реальность по-нижнекамски

На прошлой неделе в Казани чествовали победителей и призёров республиканских и всероссийских олимпиад, а также их преподавателей. В этом году на церемонию награждения пригласили 24 нижнекамских школьника и 18 учителей. «ВГ» узнала, как ребята справляются с олимпиадами, и, вообще, чем живут, интересуются и увлекаются нынешние школьники. Как оказалось, все ребята - уникумы, и те, кто ругает нынешнюю молодёжь, категорически неправы!


«Захотел просто взглянуть»

Руслан Сахибгареев, ученик 11 класса лицея-интерната №24, призёр всероссийской олимпиады по экономике. В этой олимпиаде участвовали 272 человека из 55 регионов, Татарстан представляли 17 школьников.

- Задания в этом году сильно поменялись, изменилась разбалловка, даже количество задач изменили, - рассказал «ВГ» 18-летний нижнекамец. - Стало ещё больше математики, пара заданий стали совсем математическими. С одной стороны, это хорошо, так как ставит перед олимпиадниками задачу знать не только теорию, но и развивать логический и математический аппарат. Но жаль, что это происходит в ущерб самой экономике, то есть её больше заменяют, чем дополняют. Хотя в экономике, если рассматривать более поздние этапы обучения, необходима серьёзная математическая база. Поэтому довольно логично, что и в олимпиаду включают задачи, которые необходимо решать математическими и логическими методами, чтобы олимпиадники, готовясь, развивали не только теоретическую, но и математическую базу. Если же говорить о сложностях, то здесь два фактора. Первый, конечно, - сложность самих задач, а второй - стресс, многие «сливались» именно из-за него.

Руслан увлекается экономикой около 4 лет, в 8 классе он уже участвовал в городской олимпиаде, но заниматься предметом серьёзно начал с 9 класса.

- На первую олимпиаду я просто пошёл взглянуть, но удачно прошёл на республику. С 9 же класса уже с настроем занимался, в основном самостоятельно, но с теорией, конечно, помогали в школе, также читал основы экономики. Тогда же, в 9 классе, добрался до всероссийского этапа, но немного не хватило до призового места. Если с самого начала я читал лишь экономическую теорию, то позднее делал упор на типовые задачи, ситуации и методы их решения, после этого - практика и чтение дополнительной литературы, из которой я уже черпал какие-либо экономические идеи, - разложил по полочкам систему подготовки Руслан.

При этом одиннадцатиклассник с олимпиадным успехом занимается не только точными науками - математикой, физикой, информатикой, но и интересуется гуманитарными науками.

- По прочим предметам я так далеко не проходил, по математике дальше призёра на республике не был, - скромно признался Р. Сахибгареев. - Но однажды победил в городской олимпиаде по русскому языку.

В свободное время молодой человек читает, среди любимых авторов - Лев Толстой, Булгаков, Достоевский и Комацу Саке. Также изучает английский язык, планирует заняться японским. Также в планах Руслана - получить техническое образование по профилю информатики, возможно, в Иннополисе, а после - экономическое:

- Техническое нужно для профессии, я собираюсь связать её с информатикой. Экономическое может дополнить его, например, мне будет проще понять заказчика, найти или же самому обеспечить себе финансирование. Я хочу быть программистом, по возможности в области исследований и разработок, образование пригодится в исследованиях и проектах - искусственный интеллект, виртуальная реальность и нейроинформатика, сейчас эти направления перспективны. Но это, скорее, возможности, чем планы, так как за время обучения может произойти много чего. Экономика для меня, скорее, не самоцель, а способ. В какой-то степени это наука о жизни, о том, как поступать в той или иной ситуации, думать наперёд, оценивать возможности.

 

«Двоек пока не получала»

Дарья Хрущёва, ученица 9 класса гимназии №25, призёр всероссийской олимпиады по литературе.

По всем предметам у Дарьи отличные оценки. Школьница участвует в олимпиадах по математике, физике, биологии, а в начальных классах всегда была призёром по математике на городском уровне. Начиная с пятого класса, на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников Дарья регулярно становилась победителем или призёром по русскому языку, истории, литературе, искусству и английскому языку. А чтобы пройти в заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе, надо было последовательно победить на трёх этапах - школьном, муниципальном и региональном. И не просто победить, а набрать проходной балл, установленный Министерством образования РФ. Девушка хорошо понимает математику и физику, справляется и с задачами повышенной сложности, но душа лежит к гуманитарным предметам, особенно русскому языку и литературе.

Мама рано научила Дашу читать - девочке не было и четырёх лет. Знакомство с литературой, как у многих детей, началось с русских народных сказок и советской детской классики: Барто, Чуковский, Михалков, Берестов, Носов, Остер. Потом мама познакомила с зарубежными шедеврами Перро, Андерсена, Линдгрен, Янссон.

- Ещё в дошкольном возрасте я читала много и быстро, в школе тяга к чтению только усилилась, - поделилась с «ВГ» Дарья. - У нас огромная домашняя библиотека, поэтому общественной пользовалась редко. Хорошие книги для меня - это, скорее, не источник вдохновения, а инструмент к познанию реальности. Напитавших духовно и оставивших неизгладимое впечатление книг много, не могу выделить конкретных «любимчиков». С удовольствием перечитываю сатиру Хармса, психологические романы Тургенева, мрачные романы Достоевского и Франца Кафки. Среди зарубежных современников, прочитанных недавно, зацепил роман Донны Тартт «Тайная история». Люблю лирику Тютчева, Заболоцкого, Евтушенко. Думаю, что я ещё не достаточно разбираюсь в литературе, чтобы, как Белинский, категорично отзываться о чём-либо. Литература очень субъективна. Есть произведения, которые могут стать для кого-то любимыми, а у других вызывают отвращение. Скажем, трактовка образа Татьяны Лариной, героини романа «Евгений Онегин» Пушкина, у Тургенева, Достоевского и других критиков значительно разнится. Мне нравится, когда учитель принимает отличную от своей или общепринятой точку зрения ученика. Двоек за это я пока не получала, видимо, везёт с педагогами. Анализ лирического и прозаического произведения - обязательное задание в каждой олимпиаде по литературе, поэтому я достаточно хорошо научилась работать с текстом.

По мнению юного гуманитария, не стоит ограничиваться школьной программой: золотой фонд классики не всегда можно считать лучшими произведениями у писателей и поэтов. Например, «Леди Макбет Мценского уезда» понравилась Дарье куда больше, чем входящий в программу «Очарованный странник» того же Лескова.

- В текстах я часто замечаю ошибки, это мешает целостному восприятию прочитанного, - поделилась Дарья. - Не разделяю точку зрения многих современников, что литература вымирает и знание языка становится не важным. Я люблю современную прозу и, вопреки распространённому мнению о «вымершей» литературе, считаю, что есть прекрасные произведения писателей XXI века, которые я бы включила в список обязательной литературы. Вообще, читать надо много разных книг, не ограничиваясь рамками школьной программы. Тогда вы станете думающим, анализирующим и чувствующим человеком. Желаю всем быть грамотными и начитанными!

«Упал и отключился»

Данил Пушкарёв, ученик 11 класса школы №10, призёр всероссийской олимпиады по физической культуре:

Данил занимался физкультурой, как все дети в школе, ну ещё в лыжную спортшколу ходил, а в 9 классе начал готовиться к своей первой олимпиаде. Увы, Данил тогда не стал даже призёром на муниципальном этапе. Потом он перешёл в школу №10 и встретился с учителем физкультуры и тренером по лыжным гонкам Ольгой Полячихиной.

- Она мне предложила участвовать в олимпиаде, и мы начали подготовку, - рассказал «ВГ» Данил. - Ольга Викторовна помогла раскрыть мой потенциал. Олимпиады страшнее и сложнее, чем ЕГЭ (хотя я его ещё не сдавал), наверное, из-за такого напряжения они мне и нравятся.

На заключительном этапе олимпиады спортсмены соревновались в гимнастике, спортивных играх, беге и преодолевали полосу препятствий, а также сдавали историю российского спорта, методы тренировок, знание организма человека. Парень тренировался целый год по 4-6 часов в день!

- Готовились где только можно, даже ходили в другие школы, - вспоминает юноша. - В спортшколе на гимнастике учили сложные элементы под присмотром наставника, конечно, бывали падения, травмы, растяжения. Ещё, конечно, диета - питался в основном кашами, едой, богатой витаминами. С правильно распланированным режимом дня можно успеть всё, но у меня не очень хорошо это получалось. Бывало, приходил домой ночью после тренировок без сил и, даже не поев, сразу падал на кровать и отключался.

Данилу на ЕГЭ, кроме базовых математики и русского языка, нужно сдать профильную математику и физику. Да-да, спортивный молодой человек увлекается точными науками и другим советует:

- Нужно быть развитым во всём, успевать во всём не сложно, просто нужно любить то, чем занимаешься.

 

«Хочу быть счастливой»

Адиля Шайдуллина, ученица 8 класса гимназии №1, призёр всероссийской олимпиады по технологии.

Заключительный этап олимпиады по технологии прошёл в апреле в Санкт-петербургском госуниверситете промышленных технологий и дизайна. Кстати, в этот университет Адиля планирует поступить на дизайнера.

По итогам республиканского этапа олимпиады Нижнекамск представляли 5 школьниц, две из них стали победительницами, ещё две - призёрами. Юная нижнекамка от первых идей и эскизов одежды готовила свой проект в течение двух лет.

- В теоретической части олимпиады были непредсказуемые вопросы, - рассказала «ВГ» юный модельер. - Самым трудным для меня стал вопрос «Какой способ изготовления ткани явился причиной возникновения фразеологизма «положить зубы на полку»? Правильный ответ - чесание - дал всего один человек. Легко я справилась с задачами и определением стилей. На этапе моделирования по обычной основе, например, платья, нужно было смоделировать ту модель, которую дали в задании. А потом мы шили разные изделия. Самое трудное было - уложиться в отведённое время. И последним этапом олимпиады была защита проектов. Мой проект «Образы шахматных фигур в костюмах» - это коллекция одежды для театра мод, которая состоит из шести пар костюмов, каждая пара является олицетворением шахматной фигуры в чёрном и белом вариантах.

Любовь к шитью Адиле привила бабушка - девочку всегда увлекало, как бабушка шьёт себе красивые платья. Но творческую жилку в Адиле заметила и школьный учитель технологии, за спиной которой не один выпуск победителей и призёров олимпиад. На первой своей республиканской олимпиаде Адиля выступила с коллекцией «Морской стиль». Юное дарование не только для конкурсов, но и для себя и семьи шьёт юбки, брюки и даже летние пальто. Школьница мечтает просто быть счастливой:

- Счастье заключается и в работе, которая должна быть любимой, и в окружающих людях. В будущем я хочу работать дизайнером с известными кутюрье. А вдруг и у меня получится стать одной из них?

Юлия Скорина
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа