12.04.2018
arts
Сказочные кони, сказочные замки…

На прошлой неделе в музее Ахсана Фатхутдинова открылась выставка художника-графика Марата Афлятунова. На суд зрителей и своих коллег Марат Сагадатович представил 88 работ.


Переходя от рисунка к рисунку, которые, словно заманивая, ведут зрителей на галерею второго этажа, не перестаёшь любоваться изображениями лошадей (на выставке их более 20), красотой средневековых замков. Рассматривая каждую работу в отдельности, отмечаешь ювелирность исполнения и представляешь, как автор, склонившись над ней, часами отрабатывал ту или иную деталь картины. Самое удивительное - Марат Афлятунов ни в каких художественных заведениях не учился. Себя он называет самоучкой, но вернее будет сказать - самородок, наделённый от природы и вкусом, и способностями.

Первой работой Марата был портрет баснописца И. Крылова, нарисованный в четвёртом классе по клеточкам. В школе он оформлял классную стенгазету, участвовал в конкурсах, неизменно занимал призовые места. На всю жизнь он запомнил слова классного руководителя: «Марат, чтобы стать художником, надо очень много работать».

И он работал. В Лениногорске на Ригертском руднике (это Восточный Казахстан) он устроился оформителем, рисовал портреты передовиков производства для Доски почёта. Однажды при входе в управление на стекле нарисовал портрет директора рудника Динмухамеда Кунаева, будущего первого секретаря компартии Казахской СССР. Вообще, у него лучше получались портреты. В армии для Аллеи героев он маслом написал серию портретов героев-комсомольцев Великой Отечественной войны.

С 1975 года М. Афлятунов живёт в Нижнекамске. Трудился вначале художником парткома химкомбината, через три года приказом генерального директора Н. Лемаева была создана художественная мастерская в составе пяти человек во главе с Маратом Сагадатовичем. Небольшой творческий коллектив оформлял всё: от головной машины праздничной колонны нефтехимиков к 1 мая и 7 ноября до Доски почёта, Аллеи ветеранов, выпускал сатирическую стенную газету, которую вывешивали перед центральной проходной. Но самой важной работой Афлятунов и его коллеги считали оформление выставок, на которых демонстрировалась продукция «Нефтехима». Выполненные их руками макеты и стенды экспонировались на ВДНХ, на многочисленных выставках в Казани, на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Об этих событиях сегодня напоминают серебряная медаль ВДНХ, множество дипломов и почётных грамот, в их числе - благодарность главы НМР за сооружение памятника поэту М. Джалилю.

Не было дня, чтобы Афлятунов не брал в руки карандаш и лист бумаги. На память приходили картины детства, когда он, отправляясь на лето в деревню к бабушке, ухаживал за лошадьми, учился их запрягать, возил на них дрова и сено. Умные, трудолюбивые и отзывчивые на ласку, они теперь как бы оживают на его бумажных полотнах. Его рука уверенно выводила замки Чехословакии, словно готовые взлететь с вершины скалы к небу или парящие над водами голубого озера. Здесь командир танка сержант Афлятунов во время военных учений успевал не только командовать экипажем, но и запоминать величественные строения, чтобы через много лет воплотить их в своих рисунках.


Открытие выставки стало праздником, на который собрались родные художника, его коллеги, друзья, поклонники. Добрые слова посвятили ему художники Рашид Шигабутдинов, Ильдус Муртазин, Сергей Большаков, друг Ильяс Альмушев… В их словах было и восхищение, и радость от знакомства с интересными работами, и пожелания новых творческих удач.

Газимзян Сабиров
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа