14.06.2019
Общество
Пятидневка: быть или не быть?

Пока татарстанские школьники, забросив подальше портфели, наслаждаются началом летних каникул и меньше всего думают о школе, их родители всё с большим рвением добиваются сокращения 6-дневной учебной недели. К концу учебного года ситуация настолько накалилась, что глава национального родительского комитета Ирина ВОЛЫНЕЦ даже предложила властям Татарстана по примеру Башкортостана провести референдум.


Решать не президенту

«Национальный родительский комитет выступает с общероссийской инициативой провести общешкольные референдумы о пересмотре практики шестидневной образовательной недели для школьников», - написала в своей странице в соцсети И. Волынец, обращаясь к Рустаму МИННИХАНОВУ. А ещё попросила главу республики выступить инициатором общешкольного референдума в Татарстане, чтобы выяснить, насколько родители заинтересованы темой пятидневного или шестидневного обучения своих чад.

Официальный представитель казанского Кремля Лилия ГАЛИМОВА тут же отметила, что у президента Татарстана нет полномочий принимать решения о проведении референдума или отказа от него. «Согласно федеральному закону, полномочия по решению проведения референдума принадлежат ЦИКу. Президент таких решений не принимает. Такие обращения направляются профильным министерствам и ведомствам. Более того, решение о том, сколько дней в неделю учиться, могут принять в самом учебном учреждении. Вопрос соотношения учебного плана и количества дней, в который его нужно уместить», - объяснила Л. Галимова.

Переход на пятидневку частично поддерживает даже министр просвещения Ольга Васильева: «Вся Москва учится пять дней, Московская область тоже переходит на пятидневку. Но есть много регионов и с шестидневкой. Моё личное мнение: малышам не нужно учиться шесть дней. В старших классах, возможно, в этом есть необходимость. Знаю, что некоторые регионы пошли по смешанному пути, когда начальная школа учится пять дней, а старшеклассники – шесть. Школа имеет право сама определять, какую рабочую неделю выбрать».

Лафа в Башкирии

В пример Минниханову ставят врио главы Башкирии Радия ХАБИРОВА, который стал инициатором перехода на пятидневку в своей республике. Референдум прошёл, и свершилось: с 1 апреля школьники начального и среднего звена по субботам отдыхают, правда, одну субботу определили для спартакиад, встреч с интересными людьми и т. д.

- Хотелось бы, чтобы наши дети выходили из школ здоровыми, счастливыми и нравственно красивыми людьми. Поэтому переходим на пятидневку, - заявил Радий Хабиров на форуме школьного образования «Взлетай!», вызвав бурю аплодисментов.

Опрос родительского сообщества в соцсети показал, что более 95% башкир поддержали переход. Помимо Башкортостана, по результатам опросов родителей на пятидневную учебную неделю уже перешли или планируют перейти с сентября Ульяновская, Мурманская и Самарская области, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край и многие другие регионы страны.

Ученики – зомби, учителя – неврастеники

Казалось бы, плюсы сокращения учебной недели очевидны: дети будут меньше уставать, больше времени проводить с родителями. Но главный довод многих чиновников и части учителей против пятидневки: дети будут предоставлены сами себе.

«Мы, родители, сами разберёмся, чему будут предоставлены наши дети в своё законное свободное время! - яро отвечают возмущённые татарстанцы. - Давайте будем отправлять детей в школу 7 дней в неделю! И дети при деле, и родители спокойны, и врачам работы до ушей! Опять же, через систему здравоохранения бюджет пополнится. Всем одно благо! Такая трусливая и раболепская позиция перед властью уже начала сводить детей в могилу. Перегруз и недосып, и всё это на фоне нервозных учителей, которым одобрение начальства важнее, чем здоровье и благополучие учеников».

«Ну, раскидают вам субботние уроки на пять дней, и что?! Вообще дети спать перестанут - до утра будут уроки учить, и сразу в школу», - приводит свои аргументы против Елена С. «Надо, чтобы был другой учебный план, а не этот же. Иначе это нарушение СанПиНа. Сейчас по 6-7 уроков в день, и по каждому предмету задают домашку. Чокнуться можно! У детей отбивают желание учиться», - возмущается Марина Б.

Лишь бы не лежали на диване!

Заведующая Центром здоровья для детей Диляра ВАЛЕЕВА рассказала, что многие нижнекамские родители школьников жалуются, мол, дети сильно нагружены учёбой, домашними заданиями и ничего не успевают. Но все дети разные: есть уникумы, которые прекрасно учатся, посещают по два-три кружка, при этом всё успевают, вовремя ложатся спать и вовремя просыпаются. Другие могут нигде не заниматься, отличниками учёбы их тоже не назовёшь, но при этом режим дня ребёнка сбит, а сам он жалуется, что сильно устаёт. Родителям, советует Диляра Рафкатовна, нужно разобраться, действительно ли ребёнок переутомляется, возникли проблемы со здоровьем или школьник просто ленится? А может, всё время и силы забирают компьютер и гаджеты?

- Дополнительный выходной - огромный плюс и для детей, и для родителей: по субботам можно вместе кататься на велосипедах, выходить в лес на лыжную прогулку. Только бы школьник не лежал на диване, а действительно проводил время с пользой для здоровья, - говорит Д. Валеева.

- Я за пятидневку, и думаю, многие нижнекамские школьники со мной согласятся, - делится мнением 7-классница Регина МИХАЙЛОВА. - У большинства учеников очень сложный ритм жизни: мы сидим в школе с утра и до 3-4 часов дня, потом бежим к репетиторам или на кружки, приходим домов в 6-7 часов вечера и начинаем делать уроки. Ложимся спать только в 12, если не позже. А на следующий день - всё то же самое. Организм перегружается, и мы чувствуем постоянную усталость. Сейчас у нас всего один выходной в неделю - воскресенье, но его не хватает для того, чтобы набраться сил для предстоящей недели. Если бы ввели пятидневку, у нас появилось бы больше времени на саморазвитие, отдых, реализацию желаний.

Планы против пятидневки

Заместитель председателя Нижнекамской территориальной профсоюзной организации работников образования Айгуль ФАЛАХОВА заверила: нижнекамские педагоги и рады бы перейти на пятидневную рабочую неделю и больше времени проводить с семьями и собственными детьми, если бы только всё зависело от их решения. Загвоздка - в действующих учебных планах и нормах СанПиН.

- Современные учебные планы не позволяют распределить учебную нагрузку на пятидневную учебную неделю, потому что нормы предписывают, например, занимать не больше чем на 7 уроков в день учеников 7-11 классов, не больше чем на 6 уроков -учеников 5-6 классов. Если попытаться уместить тот же объём занятий в пять учебных дней, количество уроков за день не будет соответствовать установленным санитарным нормам и правилам, - объяснила А. Фалахова.

К слову, в двух нижнекамских школах - №18 и №23 - ребята и сейчас обучаются пять дней в неделю, правда, школы эти - коррекционные, поэтому режим обучения в них щадящий и нагрузка меньше, чем в общеобразовательных школах.

Что по поводу введения пятидневки думают в нижнекамском управлении образования, можно ли совместить нынешний учебный план, пятидневку и нормы СанПиН, не было ли среди директоров местных школ желающих перевести своих учеников на сокращённую учебную неделю, «ВГ» пока выяснить не удалось. Уже две недели ждём официального ответа от начальника управления образования Айдара Фаретдинова.

Алсу Шарифуллина
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа