03.04.2019
Летопись Нижнекамска
ТЕЛЕФОН НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО СВЯЗИ

Среди производственных и бытовых неудобств в строящемся Нижнекамске острейшей проблемой была телефонная связь. То есть её отсутствие. Представляете, в каком трудном положении оказывалась бригада каменщиков, когда заканчивался раствор и было неизвестно, когда его привезут, хотя по графику уже должны были доставить. Или заболел ребёнок, а до ближайшего телефона, чтобы вызвать скорую помощь, нужно бежать в гостиницу «Кама»…


 

 В 1983 году исполняюще­го обязанности директора заво­да по ремонту бытовой техники Рината Сулейманова пригласили в горком партии и предложили возглавить районный узел свя­зи. Он долго не соглашался, но первый секретарь Роберт Шамгу­нов сказал: «Я тоже в этой долж­ности недавно. Будем помогать друг другу, так вместе и преодо­леем трудности». Р. Сулейманов рассказал «ВГ», через какие тер­нии ему пришлось пройти в но­вой сфере.

- Ринат Хасанович, что вы знали на момент приглаше­ния на новую работу о теле­фонной связи?

- О связи и её нюансах не имел никакого представления. Поче­му выбор пал на меня? Навер­ное, потому что завод наш был широкого профиля: мы и теле­визоры ремонтировали, и стро­или, и торговали. Вели хозяйство успешно, поэтому никакой робо­сти я не испытывал. А свои дело­вые и организаторские способ­ности я проявил ещё в армии: служил в ГДР, за три года вырос до старшего сержанта и коман­дира взвода. Поэтому начал ра­ботать в новой должности засу­чив рукава.

В начале 80-х с установкой те­лефонов действительно было очень трудно. В республике Ниж­некамск занимал одно из по­следних мест по телефонизации. Только от льготников - инвали­дов детства было 600 заявлений на установку телефона, более ты­сячи - от участников Великой От­ечественной войны и горожан. Пришлось как-то присутствовать на совещании у Н. Лемаева. Пом­ню, он сказал: «Я, как генераль­ный директор, могу дать своему работнику любую квартиру, но дать телефона не могу без раз­решения этого молодого челове­ка» - и показал на меня. Это было проблемно не только для рядо­вого горожанина, но даже для главных специалистов. Как-то позвонил главный технолог «Не­фтехима» Ринат Галеев. Он по­лучил новую квартиру и просил номер телефона перевести на новый адрес. Я отказал. Не пото­му, что не хотел, а потому что не было технической возможности.

- Можно представить, сколько жалоб писали на РУС и лично на вас.

- В приёмные дни ко мне запи­сывались до 40-50 человек. Абсо­лютное большинство приходило по вопросу установки телефона: у кого-то в семье ребёнок-инва­лид, у кого-то лежачий больной. В народный контроль несколь­ко раз писали, что я вне очереди поставил телефон своему отцу. Каждый раз приходилось пока­зывать справку о том, что мой отец Хасан Сулейманов, участ­ник Великой Отечественной во­йны, в возрасте 64 лет скончался ещё в 1968 году.

- И как же решали пробле­мы?

- До моего назначения в го­роде было начато строительство нового районного узла связи - здание подняли уже до третьего этажа, работали зэки. Но строи­тельство по каким-то причинам прекратили. Пришлось потра­тить немало усилий, чтобы воз­обновить работы. На взгляд ря­дового горожанина это обыч­ное здание, каких в Нижнекам­ске много. На самом деле объект сложный, относится к категории режимных спецпредприятий и для города имеет стратегическое значение. С вводом в строй Дома связи в 1986 году появилась воз­можность резко увеличить коли­чество абонентов. В микрорайо­нах начали строить автоматиче­ские телефонные станции, пер­вая, на 10 тысяч номеров, была построена на Вахитова. Умень­шилось и количество жалоб.

- Как обстояли дела в райо­не?

- Положение оставляло желать лучшего. В каждом селе обыч­но устанавливалось два-три те­лефона: у председателя колхоза и в сельсовете. Но сельский на­род в отличие от городского был более терпимым, жалобы отту­да были редки. После Дома связи стали строить узел связи в Кам­ских Полянах, что также значи­тельно повысило уровень теле­фонизации.

- Как продвигались почто­вые дела?

- В советское время каждая се­мья выписывала не менее трёх- четырёх газет и журналов, в том числе для детей. Я сам выписы­вал «Правду», «Ленинскую прав­ду», «За рулём», издания для жены и детей. По цене они были доступны. И так было почти в каждой семье. Поэтому не зря со­ветский народ называли самым читающим в мире.

Ещё в советское время было принято писать письма, по­здравлять родных и друзей от­крытками. Пиком напряжённо­сти для связистов были празд­ники: новогодний, 23 февраля, 8 Марта, первомайский, День По­беды. Помещения были забиты мешками с открытками и пись­мами. Девушки не успевали всё это разобрать, часто поздравле­ния получали уже неделю спустя после праздника, что тоже было поводом для жалоб. Вы не пове­рите, но было время, когда наши девушки обрабатывали и достав­ляли в год более миллиарда пи­сем, 10 миллиардов газет, до­ставляли пенсий на общую сум­му более 980 миллионов рублей!

Р. Сулейманов открывает конкурс профессионального мастерства среди связистов, 1991 год.


- Работа у почтальонов была не из лёгких. Не было дефи­цита кадров?

- Большой текучки не было. В Доме связи мы оборудовали го­стиницу для приезжих связистов из сёл и других районов респу­блики, открыли медпункт, ком­нату психологической разгруз­ки, стоматкабинет, столовую. Это помогало закрепить кадры. В од­ном из профтехучилищ начали готовить операторов связи. Учи­лись не только нижнекамцы, но и приезжие из районов респу­блики.

- Удалось ли воплотить в жизнь все свои замыслы?

- Когда я возглавил РУС, все развитые страны уже активно использовали цифровую теле­фонную, космическую через ис­кусственные спутники Земли связь. Сплошь и рядом она была компьютеризирована. В США или странах Западной Европы связаться по телефону со многи­ми городами мира было делом нескольких секунд. У нас же кос­мические средства связи были поставлены на службу исключи­тельно военных структур. Смеш­но сказать: в Нижнекамске в экс­плуатации находилась прими­тивная послевоенной поры тех­ника, которой была оснащена АТС-2. Мы, я имею в виду и Та­тарстан, и Россию, отставали от цивилизованного мира на десят­ки лет. Слава богу, что вовремя спохватились. В офисы пришли телефаксы и другие новинки со­временной связи.

По существовавшим нор­мам для «плотной» телефони­зации такого города с более чем 200-тысячным населением, ка­ким является Нижнекамск, теле­фонная проблема была решена. Две междугородние телефонные станции в Казани и Набережных Челнах через космические спут­ники связи надёжно связали го­рода республики, и в новый век мы вошли кардинально преоб­ражёнными.


Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа