10.08.2018
Летопись Нижнекамска
Лучший скреперист

Сначала был звонок в редакцию. Звонил житель деревни Ахтуба Александр ЧЕРКЕЕВ, который интересовался, знают ли журналисты «ВГ» о том, что 6 августа - День железнодорожных войск России? «У нас в городе и районе немало ребят, которые служили в этих войсках. Хорошо служили, хорошо работали на строительстве города», - заявил бывший воин. В минувшую среду Александр Фёдорович пришёл в редакцию и рассказал о себе.


На уговоры не поддался

В ноябре 1963 года железнодорожные войска Советской Армии пополнились призывниками из Ахтубы и других населённых пунктов района. В их числе были Павел Чурашов, Фаиз Салаватов, Вениамин Сафонов, Марат Баширов, Александр Черкеев и другие - всего около двадцати человек.

- Нас, молодых солдат, собралось в Казани на целый эшелон. Привезли на Украину - в Ужгород, это в Закарпатье. Мы стали служить в отдельном Краснознамённом гвардейском орденов А. Суворова и Б. Хмельницкого батальоне, - вспоминает Черкеев.

Со службой, как он считает, повезло. К специальностям водителя и тракториста, полученным до призыва, в армии он ещё обучился на электромонтёра и плотника, сдал экзамен на водительский второй класс. Большую часть службы Александр и провёл за баранкой грузовика, участвуя в строительстве объездной дороги вокруг Брянска, ветки до бумажной фабрики в Каунасе. После старослужащих Черкееву и товарищам досталось заканчивать мост через реку Тиссу. Мост был смонтирован на анкерных болтах, чтобы в случае военных действий его можно было разобрать. На третьем году службы батальон начал строить опоры моста через реку Буг.

Украина Александру понравилась: мягкий климат, урожайная земля, всё в изобилии, народ гостеприимный - где бы ни появлялись солдаты, их встречали с искренней радостью.

За полгода до демобилизации в часть стали приезжать вербовщики, уговаривали ехать после службы на шахты, рыбные промыслы, конвойную службу (сопровождать заключённых)… Каждый вербовщик обращал внимание на физически крепкого Черкеева. Представитель от шахтёров говорил о высоких заработках и о льготах, которыми пользуются люди, добывающие уголь. Александр отшучивался: «Зачем мне куда-то ехать, когда у меня дома всесоюзная ударная стройка развернулась?!».

Бравые ахтубинские парни (слева направо): А. Черкеев, А. Емельянов,

Д. Исакиев, В. Сабанаев, А. Титов, 1957 год.


Историческая личность

Дома Черкеев поступил в АТХ «Татэнергостроя», где на видавшем виды самосвале ЗИЛ-585 развозил по объектам раствор, бетон, блоки. Потом работал на «КрАЗе» и «МАЗе», возил из Набережных Челнов готовые стены для блочных домов.

Долго бы работал в АТХ, да сманили в управление механизации строительства, где он освоил ещё и скрепер. Эта землеройно-транспортная машина может послойно срезать грунт и отсыпать в земляные сооружения слоями заданной толщины.

- Намучился я сначала, пока осваивал эту технику, - рассказывает Александр Фёдорович. - Особенно тяжело приходилось, когда на скрепере нужно было заменить проколотое колесо. В одиночку с этой махиной весом 800 кг было не справиться. Поэтому когда у меня появился сменщик Абузар Бакиев, работа пошла быстрее и веселее. В целом техникой я был доволен - выносливая, работоспособная.

Александру Фёдоровичу выпала честь начинать строительство нескольких важных городских объектов. Он был в числе первых, кому доверили копать котлован глубиной более двух метров для главного корпуса шинного завода. Работали в две смены. Начали рыть в период сенокоса, а закончили в начале осени. Второй объект - котлован под завод «Этилен-450», а потом планировка, вывоз грунта. При строительстве второй ТЭЦ тоже не обошлось без участия Черкеева.

Об исторических событиях, участником которых он был, Алексей Фёдорович рассказывает будничным тоном, совершенно не придавая значения тому, что он сам стал личностью в какой-то степени тоже исторической и уникальной.

Пусть и железнодорожников вспомнят

Нижнекамская стройка была богата на различную технику. Самой мощной, востребованной и надёжной Александр Фёдорович считает тот самый скрепер, который позарез необходим для большого объёма земляных работ. Вот решили в Камских Полянах строить атомную электростанцию, а приличной дороги туда нет. Пришлось приглашать скреперистов. При строительстве дороги механизаторы заодно срезали склон горы перед Шереметьевкой и на десять метров подняли полотно дороги в нижнем основании.

- Бригада у нас подобралась дружная. К нам часто направляли молодых, они у нас как бы проходили школу жизни: изучали технику, учились жить в коллективе. Становились хорошими механизаторами, заменяли тех, кто уходил на пенсию или по возрасту уже не мог работать на скрепере, - рассказывает Черкеев.

Александру Фёдоровичу сегодня 79 лет, он давно на пенсии, не без гордости говорит о том, что ему в своё время были присвоены звания «Ударник коммунистического труда» и «Лучший скреперист СУМ-1». Двухкомнатную квартиру, полученную в 1982 году, он отдал дочери. Ветеран выглядит бодрым, живёт в Ахтубе в родительском доме с супругой Верой Николаевной, держит приличный огород, несколько коз, имеет небольшой парк автотехники и механизмов. С бывшими сослуживцами связь, увы, оборвалась. Но изредка встречается с Маратом Башировым, вспоминают товарищей, места службы.

- Я отдал Родине всё, что от меня требовали, жизнью доволен. Но немножко обижен. В городе ежегодно собираются морские пехотинцы, десантники, пограничники, кто-то организует для них торжественные митинги, встречи со школьниками. А вот про военных железнодорожников никто не в курсе. А ведь в годы войны и в мирное время они всегда бывают на переднем крае.

На верхнем фото: отличник Советской армии А. Черкеев. 1964 г.


Бригада нижнекамских скреперовщиков, А. Черкеев стоит второй справа.

Газимзян Сабиров
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа