20.10.2017
Летопись Нижнекамска
Святой угол должен быть в каждом доме

В номере №38 «ВГ» рассказала о нижнекамском ветеране-педагоге Анне Степановне ГУРЬЯНОВОЙ. Деятельность педагога была столь разносторонней, что об одной из сфер деятельности мы решили рассказать отдельно. Дело в том, что учительница русского языка и литературы не засиделась на пенсии - стала вдохновителем и организатором музея русской культуры при русской гимназии №32. Как школьный музей обретал экспонаты и стал центром притяжения для всех, кому дорога русская история и культура, наш сегодняшний рассказ.


От рукомойника до лаптей

Как к любому делу, Анна Степановна отнеслась к созданию музея серьёзно и с горячим желанием. Привлекла родственников, учителей и учеников гимназии. А начала с родной деревни Грахань, где в домах сохранилось много старины. Здесь нашлось огромное количество уникальных вещей: домашний ткацкий станок, прялка, маслобойка, кодачик для плетения лаптей, умывальник, ордена и медали участников Великой Отечественной войны. Многие вещи перекочевали в школьный музей, дарители были рады, что вещи прадедов обретут вторую жизнь - познавательную и образовательную.

Посетители музея могут увидеть утварь из берёсты, книги времён Ивана Грозного, монеты Петровской эпохи, купюры 1903 года. Нашлись номер газеты «Известия» за 9 мая 1945 года, номер газеты «Сталинский путь» Шереметьевского района и других газет, письма из военного госпиталя, воинских частей и фотографии участников Великой Отечественной войны, исторические снимки 70-80-х годов строительства Нижнекамска.

- В гимназии часто проводили заседания активисты Русского общества. Руководитель общества Василий Иванович Носов, удивительный человек, очень заинтересовался делами музея: помог в оформлении помещения, обеспечил мебелью и несколько раз выделял машину специально для того, чтобы я проехала по сёлам Нижнекамского, Мамадышского и Кукморского районов. Я заходила в дом, представлялась, спрашивала, нет ли в доме предметов старины и не жалко ли их отдать в музей. В итоге привезла десятки вещей, в том числе такие ценные, как чугунный утюг, который нагревался углями, ступа для дробления зёрен на муку, - рассказывает Анна Степановна.

А сколько познавательного из истории культуры русского народа узнала она сама и постаралась всё это описать и довести до учащихся! Например, многие ли из молодёжи, да и взрослых тоже, знают о том, что раньше в доме обязательно был святой угол. При строительстве дома первый столб, первый кирпич всегда закладывали в святом углу. С него начиналось возведение жилища, и, как бы ни продвигалась стройка, святой угол вплоть до завершения жилища обязательно был выше остальных. Накладку потолка также начинали со святого угла. В этой части жилища в некоторых областях России внизу закладывали небольшой деревянный крест, на потолке - шерсть домашних животных и деньги, чтобы они всегда в хозяйстве водились. Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются мир человеческий и Божий.

Новый дом не только строили, но и обживали со святого угла. За несколько дней до новоселья дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивали святой угол. И, покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол. Приходил в мир новый человек - бабка-повитуха принимала ребёнка, читала молитву и показывала новорождённого Богу, т. е. иконам в святом углу. Сыновья и мужья уходили служить и воевать, осенённые иконой из святого угла, чтобы служили честно и вернулись живыми и невредимыми. Старшие в доме, почётные гости, жених и невеста на свадьбе сидели всегда на главном месте, т. е. в святом углу под образами.

Поколения сменяли поколение, и лишь святой угол оставался прежним. В музее в экспозиции «Русская изба» святой угол помог оформить настоятель храма св. Иоанна Кронштадтского протоиерей отец Георгий Святоключинский. Он подарил и книгу на церковно-славянском языке.

Нашлись и ещё энтузиасты, увлечённые созданием музея. Нижнекамец Николай Большаков устроил ребятам мастер-класс по плетению корзин и лаптей. Энтузиаст передал школьному музею около 300 экспонатов! Рукодельница Валентина Корноухова подарила музею вышивку, покрывала и рушники с ажурными оборками, поделилась со школьницами секретами вязания крючком и плетения кружев.

Дети стали исследователями

Но создателю музея хотелось заинтересовать и детей. А как их привлечь к поисковой работе? Анна Степановна неустанно на встречах в музее рассказывала о земляках-фронтовиках Великой Отечественной войны. Рассказам о сельских работах помогали плетёный короб, цеп и ступа для зерна. И школьники заинтересовались. Так, переписка с руководителем рабочей группы Книги памяти Татарстана Михаилом Черепановым дала возможность получить архивные документы на 156 репрессированных жителей сёл и деревень Шереметьевского района, вошедших затем в состав Нижнекамского района. Поисковики нашли родственников шестерых расстрелянных земляков. Музей пополнился документами, фотографиями и рассказами детей о своих пострадавших в те годы родителях.

Для Анны Степановны неожиданным и приятным сюрпризом стала поисковая работа Владислава Жигулина, который в результате переписки с архивом Калужской области получил важные сведения о своём прадедушке. На основе этих материалов в музее появился раздел «Судьба семьи в судьбе страны».

Яна Гурьева, Наташа Мресова, Алина Маннанова, Айгуль Гарипова и Дмитрий Храмов по материалам встреч с участниками Великой Отечественной войны микрорайона написали их боевые биографии, систематизировали данные, оформили альбомы, написали исследовательские работы.

Школьный музей русской культуры с экспозицией в 2000 экспонатов стал достопримечательностью города, куда не стесняются приглашать делегации других городов. Здесь стали традиционными Дни русского языка, Дни славянской письменности, лекции об основателях Святого Ключа, встречи с первостроителями города.

Уровень и качество работы всегда проверяются в сравнении с другими. Почти с первых лет музей русской культуры начал участвовать в различных конкурсах. И не без успеха. Например, в 2005 году музей стал лауреатом Всероссийского конкурса среди военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённого 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2011 году хлопоты и старания Анны Степановны и её помощников были отмечены двумя дипломами за участие в республиканской конференции исследовательских работ учащихся «Жить и помнить о корнях своих», посвящённой Году русской истории.

Были ещё дипломы и грамоты, но самое ценное для педагога, пожалуй, то, что учащиеся всерьёз увлеклись исследовательской работой и добились немалых успехов. Так, В. Жигулин был награждён дипломом Министерства образования и науки РТ за участие в республиканском конкурсе юных краеведов, посвящённом 1000-летию Казани и 60-летию Великой Победы. А. Гарипова, Я. Гурьева и Н. Мресова стали победителями первого этапа республиканского конкурса «Отечество», А. Маннанова отмечена в номинации «Дети и война».

За полувековую деятельность на ниве просвещения у Гурьяновой было немало достижений, но, оглядываясь назад, она приходит к выводу, что главным делом жизни оказался музей русской истории.

- Мне помогают земляки, бывшие ученики, смогла увлечь нынешних школьников. Надеюсь, мою эстафету юные патриоты сумеют пронести дальше. Дай бог им больших открытий.

 

Газимзян Сабиров
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа