06.02.2020
Главная тема
ПРОВЕРЕНО: ЧИПОВ ПОКА НЕТ

Борьбу с контрафактом российское правительство начало в августе 2016 года. Тогда обязательному чипированию подлежали шубы и другие изделия из натурального меха. «ВГ» тогда же проконтролировала буксующий процесс в Нижнекамске. Ассортимент продукции, попавшей под обязательную маркировку, с тех пор значительно расширился: в начале 2019 года добавились табачная продукция и обувь. А 1 декабря прошлого года список дополнили духами, шинами, предметами одежды и пр. «ВГ» отправилась в очередной проверочный рейд.


ЧИПЫ ПРОТИВ КОНТРАФАКТА
Времена дефицита товаров, будь то духи или качественная импортная обувь, давно канули в Лету. Но вместе с изобилием пришла новая беда - подделки, напороться на которые не составит труда. Достаточно заглянуть на рынок, чтобы заметить отголоски «Черкизона»: яркие лейблы и громкие фирменные имена - лишь ширма, за которой прячется контрафакт. Справедливости ради отметим, грешат фальсификатом не только рынки, но и торговые центры и интернет-магазины.
В этом году на розничном рынке должны произойти знаковые метаморфозы, которые будут на руку и покупателям, и честным продавцам, и законопослушным производителям. Правительство РФ 8 января определило этапы маркировки сразу нескольких видов товаров. Это духи, туалетная вода, шины, покрышки, фотокамеры, фотовспышки, верхняя одежда, женские блузы и рубашки, постельное бельё, полотенца, скатерти. Отсканировав специальный штрих-код, потребитель сможет получить полную информацию о товаре и производителе.
Напомним, отслеживать товар от изготовителя до покупателя начали ещё с алкоголя. Сведения по спиртным напиткам уже несколько лет собираются Единой государственной информационной системой (ЕГАИС). Сегодня любой покупатель перед покупкой может запросто проверить бутылку горячительного на подлинность с помощью акцизной и федеральной марок и мобильного приложения «Антиконтрафакт Алко».

И ТЕБЯ ПОСЧИТАЕМ
Первыми из промтоваров, которые попали под маркировку, стали меховые изделия. Ранее оператором системы выступала налоговая служба. С июня 2019 года отслеживание проходит через единую информационную систему «Честный ЗНАК». С помощью одноимённого мобильного приложения и кода DataMatrix можно узнать подноготную любой шубки - от наименования меха и его окраски до производителя и продавца. Этот цифровой код - своеобразный паспорт товара, который невозможно подделать. Кроме того, с прошлого года стала обязательной маркировка для обуви и табачной продукции. Однако полностью такие товары без кодов будут запрещены к продаже в марте и июле текущего года соответственно.
В январе на маркировку должна была полностью перейти фарминдустрия. Но депутаты Госдумы РФ дали отсрочку до второго полугодия 2020 года. А препараты, поступившие в оборот до этого времени без маркировки, можно будет продавать, пока не истечёт их срок годности.
Также Минсельхоз РФ готовит законопроект о маркировке домашних животных. Будет создана их официальная база. Документ должен коснуться не только собак и кошек, но и, к примеру, пчёл, рыбок и др. Чипирование пчёл, рыб и птиц будут проводить групповым способом, то есть будет присваиваться единый номер на пасеку, водоём. Понятно, что каждую пчелу или рыбу никто ловить не будет, объясняют разработчики проекта. Сейчас документ, который подготовило ведомство, направлен на рассмотрение в правительство и после этого будет вноситься в Госдуму. К 2024 году система мониторинга, по задумке, должна охватить все возможные товары на российском рынке.

ПРОВЕРЕНО: ЧИПОВ НЕТ!
Чтобы начать работать с марками, предпринимателю нужно обратиться в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это оператор единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Цена одного кода - 50 копеек. Согласитесь, не так много, учитывая величину штрафов за продажу немаркированной продукции. Ответственность для граждан - 2-4 тыс. рублей, для должностных лиц 5-10 тыс., для организаций - 50-300 тыс. рублей. Помимо штрафа, ревизоры имеют право конфисковать продукцию.
«ВГ» прошла по магазинам и проверила маркировку товаров из списка. Шубы и меха оказались чипированы во всех проверенных торговых точках. Также в одном (и только!) магазине одежды были уже промаркированы женские рубашки и блузки. Что же касается обуви, духов, постельного белья, табачных изделий и пр. в разных торговых точках - сплошное разочарование, поскольку, кроме штрих-кодов, никаких других опознавательных знаков на этикетках не было. А на вопрос, разве товар не должен быть чипирован, большинство нижнекамских продавцов лишь удивлённо пожимали плечами и признавались, что слышат об этом впервые в жизни!
Корреспондент «ВГ» связался с начальником отдела торговли и потребительских услуг исполкома НМР Маратом ВАФИНЫМ. Как оказалось, главный нижнекамский «товаровед» тоже только от нас узнал о новых правилах маркировки! Но он поблагодарил за информацию и пообещал «поднять этот вопрос где нужно».

КАЛЕНДАРЬ МАРКИРОВОК
У продавцов подлежащих обязательной маркировке товаров есть время, чтобы начать торговать законным образом - введение табу на товары без специальных кодов будет плавным. Думаем, и Центру по поддержке предпринимательства, и правоохранительным и контролирующим органам нужно активнее напоминать нижнекамским бизнесменам о новых правилах торговли.
Виктория Чабаева
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа