30.12.2019
Главная тема
ХУДОЖНИК, БАЛАГУР, ФИЛОСОФ

Год назад, 20 декабря, в самом расцвете творческих сил скоропостижно ушёл из жизни Владимир Никольский - член Союза художников России и Татарстана, заслуженный деятель искусств РТ. Группа друзей, ценителей искусства во главе с Валерием Зуевым подготовила и выпустила книгу-альбом работ художника. Презентация издания состоялась в городском музее в день его годовщины.


ДЛЯ МИРА И СОГЛАСИЯ
Семья Никольских приехала в Нижнекамск, когда здесь стоял единственный жилой дом, четыре девятиэтажки в начале проспекта Строителей были в различной стадии возведения и стоял без кровли корпус первой школы. Среднее образование Володя получал в трёх школах, больше всего запомнилась вторая, где ребята ставили спектакль, а Никольский в резиновых сапогах играл немецкого офицера.
После школы поработал год на котельно-сварочном участке РМЦ химкомбината, потом пришёл к начальнику худфонда Г. Капитову с просьбой принять на работу. Оказалось, для этого нужен диплом, а его дают после окончания художественного училища. Столько лет тратить время на учёбу, когда он полон гениальных замыслов! Владимир так и сказал Геннадию Николаевичу, своему будущему учителю и другу. Пришлось тому, более старшему и мудрому, спокойно объяснить, что образование нужно обязательно. Юноша поступил в Казанское художественное училище, окончил его за два года вместо пяти, получив специальность художника-проектировщика-дизайнера, и вернулся в Нижнекамск.
Свой талант Владимир доказал в первых же работах. В 70-е годы в Нижнекамске проводилась сессия Совета экономической взаимопомощи, куда входили страны социалистического лагеря. К приезду зарубежных гостей решили оформить зал ресторана «Кама», где иностранцы должны были столоваться. Оформительская работа Никольского понравилась и руководству города, и гостям. После «Камы» были другие заказы, на молодого художника появился спрос.
Помнится, в конце 70-х годов в городе открылась первая выставка Никольского. Директор художественной школы Майя Мансурова принесла в редакцию газеты «Нефтехимик» резко отрицательную рецензию на работы художника, мол, те не отвечают требованиям коммунистического воспитания. Больше всего автора рецензии возмутил натюрморт со скелетом рыбы. «На чём же мы должны воспитывать наших детей?» - вопрошала Мансурова. После публикации рецензии нижнекамцы в буквальном смысле поспешили на выставку: что за оригинальный творец появился в городе?
За годы профессиональной работы Владимир Владимирович создал около 5500 картин, которые разъехались по 28 странам ближнего и дальнего зарубежья. Живопись, жанровые работы, натюрморты, пейзажи, портреты. Девять персональных выставок, в том числе в Москве: в издательстве «Правда», Академии МВД, Звёздном городке…
А вершиной его творчества стал ландшафтно-архитектурный комплекс на Святом Ключе, выполненный в соавторстве с архитектором Ф. Хановым, художником А. Фатхутдиновым и другими мастерами. Комплекс в полном смысле слова - шедевр, которым восхищаются нижнекамцы и гости города. Сам Никольский по завершении работ сказал: «Древний Святой Ключ мы возродили для мира и согласия».

НЕПОВТОРИМАЯ АУРА

Геннадий Капитов дал Никольскому не только путёвку в художественное училище, но и заразил ученика своим увлечением - рыбной ловлей. На презентации он припомнил, как Никольский рассказал ему случай: «В половодье рыба хорошо берёт наживку. Я выбрал место на обрыве, закинул удочку, чувствую, что-то попалось. Тащу, тяжело, бревно, что ли, думаю. Всё же подтащил к берегу - сазан около метра, килограммов на двадцать! А я же на обрыве, прямо подо мной вода. Что делать, не отпускать же рыбу? Я прыгнул в воду и тут же увяз в иле. Кричать бесполезно, рядом никого из рыбаков нет. Кое-как ползком по воде выполз вместе с рыбой».
Никольский редко писал с натуры, чаще - по памяти. Запоминал, объединял разные идеи, вдохновенно писал. Получались оригинальные неповторимые работы. Владимир был непревзойдённый балагур, любил шутить над другими и собой, пускаться в монологи, и здесь проявлял себя как философ со своим видением мира, своей оценкой событий. В школе его называли Вовкой, а когда стал известным, его стали величать по имени-отчеству. А он добавлял, мол, запомните: в России три Владимира Владимировича - Маяковский, Путин и Никольский…
В городском музее среди работ Никольского висят его портреты работ Муртазина, Яруллина, Борисова, автопортреты - всего семь. На одном Владимир Владимирович в хорошем настроении, улыбается, на другом - сосредоточен, на третьем - внимательно всматривается в зрителя. Михаил Борисов объясняет: «Художники не очень любят рисовать друг друга, а вот Никольского любили писать. У него была особая аура, притягивающая людей, поэтому у него было много друзей, ещё больше знакомых. Я, например, его портрет нарисовал за один день - такое вдохновение нашло».
Свою оценку творчеству коллеги дал и член Союза художников России Малик Яруллин: «Равных Владимиру Владимировичу не было. Это была личность. Очень жаль, так рано ушёл из жизни. Сколько он ещё мог бы сделать».
На вечере выступили член Международной ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО Ильдус Муртазин, член Союза художников России Геннадий Капитов, бывший комсомольский работник Рустем Ямалиев.Алтынай Ахметова и Борис Пермин прочитали стихи, посвящённые памяти художника. Валерий Зуев, друживший с Никольским около сорока лет, рассказал о том, как возникла идея создания альбома, и о людях, оказавших помощь в издании. Проникновенными были слова вдовы, не сдержавшей слёз: «Спасибо, что помните, спасибо, что пришли».
Был показан и фильм о художнике, где среди нижнекамской природы В. Никольский много размышляет о смысле жизни.

СДЕЛАНО В ИПЦ «ГУЗЕЛЬ»
О работе над выпуском альбома рассказала заместитель генерального директора ИПЦ «Гузель» Элеонора Потапова: «Для типографии выбранный формат книги стал нестандартным - 25х35 см. Но более сложным стал вопрос цветопередачи: как перенести на печать краски, полностью соответствующие оригиналу? С этой задачей отлично справился дизайнер Илья Шалафаев, а печатники Руслан Арсланбеков и Максим Добров качественно выполнили печать. Первые оттиски распечатали на принтере, и только после того, как заказчик Валерий Зуев сверил их по спектроденситометру, полосы пустили в печать».
Весь цикл работ, связанный с выпуском альбома, кроме золотого оттиска фамилии художника на переплёте, выполнен на оборудовании ИПЦ «Гузель» руками своих работников. Великолепная книга-альбом - пример того, что полиграфистам центра по плечу выполнение самых сложных заказов. На любом специализированном конкурсе на лучшую полиграфическую продукцию этот альбом наверняка вошёл бы в первую десятку, как и многие другие, выпущенные сотрудниками центра в разные годы.
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа