22.11.2019
Главная тема
ГРАФФИТИ – ВАНДАЛИЗМ ИЛИ ИСКУССТВО?

За всю историю уличных граффити общество так и не признало за ними право называться искусством, хотя стрит-арт давно уже перекочевал из подворотен на торцы домов и получил в этом виде официальный статус. А вот с рисунками, стихийно возникающими в самых неожиданных местах, всё сложнее. Кому-то они кажутся шедеврами, а кто-то скажет: «Опять стену испохабили!». Где же проходит тонкая грань между искусством и вандализмом? Или искусством считаются граффити, разрешённые городскими властями? В этом вопросе, актуальном и для Нижнекамска, разбиралась «ВГ».


САМЫЕ МИ-МИ-МИШНЫЕ
Официальные граффити в Нижнекамске обнаружить несложно - сами бросаются в глаза. В этом году зашкаливающее умиление вызвали у горожан кошечки, обжившие после капитального ремонта торцы дома на Юности.


Благодаря беспроигрышной, всем понятной теме и лаконичному исполнению панно было принято жителями на ура.


А вот настенные рисунки в парке «Велики» мало кто заметил - они не такие масштабные и размещены в достаточно укромных местах. И тем не менее милые велики с птичками и цветочками в корзинках украсили выходящие в парк фасады Центра доктора Бубновского. Роспись же теплового распределителя в тех же «Великах» удачно, хотя и вынужденно, обыграла проходящую по стене трубу.


САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ
По поводу произведений Баки Урманче, появившихся в октябре на фасадах одноимённой улицы, в соцсетях разгорелась нешуточная полемика. Весной во время общественных обсуждений тема панно вопросов у горожан не вызвала. Когда же на фасадах проступили картины, мнения горожан полярно разделились: от безапелляционного «Портрет Урманче написан прекрасно!» до неуверенных «Что-то не очень» и «Даже жутковато!». И это не удивляет - всё новое в Нижнекамске почему-то чаще всего встречается в штыки, вспомним хотя бы недавнюю шумиху вокруг строительства терм.


В соцсети некто с ником Alex Crow, к примеру, хотел бы видеть панно более современными: «Такое в 70-х и 80-х рисовали. Если бы эту картину в современном стиле, как арт-дизайн, нарисовали, были бы восторг у горожан и зависть других городов». А Ярослава Хамидуллина пишет, что пандочки и маленький принц ей нравятся больше. Ну хоть их наконец-то оценили! Когда первые нижнекамские граффити только появились, нелестных отзывов тоже хватало.


Люция Миндубаева вообще ставит под сомнение необходимость украшать фасады: «Кому эти рисунки нужны?! Освещением бы лучше занялись!». Подытоживает баталии Артур Максимов: «Вы сначала изучите работы Баки Урманче, может, тогда вам станет всё чуточку понятнее. Ну и начните писать картины, чтобы всё было так, как вам нравится, и попробуйте всем угодить». «ВГ» присоединяется к мнению Артура, ведь панно выполнены близко к оригиналу и идея хорошая. Смущает только, что автопортрет, датированный 1947 годом, на фасаде 90-х уж очень далеко уводит от нашего века. Его бы на суперсовременное здание, тогда на контрасте выглядело бы не так архаично. А для типового панельного дома возможно действительно подошла бы более стилизованная графика.

САМЫЕ МОЗГОВЫНОСЯЩИЕ
Несанкционированный нижнекамский стрит-арт любой желающий может увидеть в недостроенной насосной возле лагеря «Юность». Только осторожно: в темноте туда лучше не ходить! На территории насосной и вокруг расположенного поблизости заброшенного бассейна есть ямы и незакрытые колодцы.


 Самостоятельно выбраться из них не получится, а место глухое - кричи не кричи, а помочь некому. Граффити же интересные, посмотреть на них стоит. Как раз повод задуматься: вот конкретно эти работы куда отнести - к современному искусству или всё же к вандализму? На одной из работ, той, что с выносом мозга, стоит подпись - IGOR IGOU, 2016. К этому имени мы ещё вернёмся.

САМЫЕ СИМВОЛИЧНЫЕ
А как у них? Необычная интерпретация мировых шедевров поражает проходящих по подземному переходу из Будвы в Бечичи в Черногории. Причём идея изобразить знакомые с детства картины в виде инфографики пришла в голову русским художникам. Мысль спорная, но ведь одна из целей стрит-арта - эпатаж. И этого у произведений из будванского перехода не отнимешь.




Воплощение картин «Джоконда», «Охотники на привале», «Бурлаки на Волге» радует тем, что все произведения легко узнаваемы. Как ни странно, эти «шедевры» относятся к самому что ни есть искусству.

САМЫЕ ДИНАМИЧНЫЕ
Гостей волжского города Самары встречают громадные граффити на торцах многоэтажек. Работы, украсившие дома к чемпионату мира по футболу 2018 года, наиболее динамичные и запоминающиеся.


Благодаря эффекту 3Д легендарный Лев Яшин буквально вылетает за пределы фасада. Самара - тот яркий пример, когда граффити не просто органично сплелись с современной застройкой, но и стали визитной карточкой города. Другим мегаполисам остаётся только завидовать.

САМОЕ ВДОХНОВЛЯЮЩЕЕ
В прошлом году новый парк Камских Полян украсила сюрреалистическая картина под открытым небом - на торце пятиэтажки граффитисты изобразили музыканта в сокровенный момент вдохновения от красоты окружающей природы.


 Тема многозначная, и зрителю здесь действительно есть чем вдохновиться. А если на картину долго смотреть, можно даже услышать музыку, и у каждого она будет своя. И цветовая гамма приятная - светлая и лёгкая. Но интрига начинается, когда взгляд опускается в нижний угол панно, к подписям - IGOU и QBic. Помните граффити из водокачки?
Не составило труда выяснить, что картину создали два молодых казанских художника - Рустам QBic и Игорь IGOU. И оказалось, что Рустам родом из Камских Полян, а Игорь - та-дам! - из Нижнекамска!


В Нижнекамске Игорь окончил колледж искусств, а потом заочно отучился в КФУ на дизайнера интерьера. Сейчас живёт в Казани, занимается иллюстрацией и графикой. Граффити увлёкся в 2002 году, ещё живя в Нижнекамске. И, возможно, на каких-нибудь городских «заброшках» есть и другие его граффити.
Так что, получается, в старой водокачке никакой не вандализм, а работы настоящего профессионала! А у нижнекамцев есть повод гордиться своими талантливыми земляками.
Анастасия Светлова
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа