10.09.2019
Главная тема
Телефон, выйди вон!

Российских школьников хотят оставить без мобильных телефонов на время учёбы. Такую рекомендацию для региональных властей подготовили Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования. В своём документе эксперты сослались на международный опыт и данные опроса среди российских школьников и их родителей. В теме разбирался корреспондент «ВГ».


ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИТЬ
Абсолютно всем участникам образовательного процесса - и детям, и учителям - предлагается переводить гаджеты в режим «без звука» уже на входе. Также личные мобильники учеников могут «не пустить» на урок. В школах предусмотрят для этого специальные места хранения и продумают способы связи с родителями.
Кроме того, в приложении к рекомендации есть памятка для учеников, родителей и учителей о том, как уменьшить негативное воздействие телефонов на здоровье и обучение. Авторы документа советуют не носить телефоны на шее, поясе и в карманах, не подносить телефон близко к голове во время разговора, максимально сократить время контакта с телефоном и оставлять его на расстоянии не менее 2 м от головы во время сна.
За запрет использования мобильных телефонов в школах в начале июля этого года высказалась спикер Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО. Разработанные методические рекомендации действуют с начала учебного года. Между тем глава Рособрнадзора Сергей КРАВЦОВ во время выступления на педагогическом форуме в Ленинградской области заявил, что ведомство не подразумевает полный запрет мобильных телефонов в школе. Такое решение было разработано только чтобы не мешать образовательному процессу. Уточняется, что в создании рекомендаций принимали участие психологи и специалисты здравоохранения.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Сторонники запрета ссылаются на исследование пятилетней давности Лондонской школы экономики, в котором прослежена связь между использованием мобильников и успеваемостью. Те, кто «сидел в телефоне», имели оценки в среднем на 6-7% ниже тех, кто не отвлекался на «мобилу». Что ещё важнее, в школах «без телефонов» заметно сократился (на 15%) разрыв между хорошистами и отстающими - за счёт подтягивания последних. Выходит, слабые школьники - главная жертва «смартфонозависимости», тогда как запрет на использование мобильников является «самым дешёвым средством сократить неравенство в образовании», констатировали тогда британские учёные.
Есть на этот счёт и другая точка зрения. Согласно ей изъятие мобильников во время занятий - это шаг назад в образовании. Надо, наоборот, активнее использовать их во время учебного процесса, проводить совместные исследования, искать посредством гаджетов нужную и полезную информацию.
Тотальный запрет на смартфоны действует в немногих странах. Во Франции, к примеру, для учащихся до 9 класса (до 15 лет) с прошлого года запрещены устройства, способные выходить в Интернет. Их даже нельзя проносить в школы. Из стран ЕС по французскому пути пока пошла только Греция, хотя активные разговоры на этот счёт ведутся в Германии и Великобритании, Дании и Швеции. В Британии каждая школа решает этот вопрос по-своему: где-то есть запреты, где-то нет. Такой же подход в Бельгии. При этом в Европе немало сторонников того, что школьникам, наоборот, надо давать возможность пользоваться смартфонами в учебных целях.
Запреты на смартфоны действуют в школах Азербайджана и Таджикистана. В США всё решается на уровне штата или даже отдельного города. В России запрет на мобильники в школах уже 5 лет как введён в Чечне.
Составители рекомендаций Минпросвещения, Роспотребнадзора и Рособрнадзора ссылаются почти исключительно на иностранный опыт. На отечественном «материале» вопрос практически не изучался. Во всяком случае, составители к нему не апеллируют и лишь предлагают «изучить последствия ограничений использования» мобильников по итогам года.

ЧТО ДУМАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ?
По итогам опроса общественного мнения, 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение пользования мобильными во время уроков в школах. Больше половины школьников согласились с тем, что использование телефонов может навредить здоровью и отвлекает от учёбы. Среди родителей и учителей с этим утверждением согласились 83-90%.
«ВГ» в одной из популярных групп в «ВКонтакте» поинтересовалась у нижнекамцев, как быть с мобильниками в школе. 11% опрошенных выступили за полный запрет, столько же - за то, чтобы забирать гаджеты на входе и отдавать на выходе, 13% считают рекомендации по использованию мобильных устройств бесполезными, 27% - за то, чтобы забирать мобильный только на время урока, а большинство горожан - 38% выступило против запрета.
«XXI век на дворе, современные технологии, но нет, надо вернуться в каменный век», «Интерес к учёбе повышайте! А то только запрещать и блокировать умеете», «Пусть хотя бы звонилки будут», «Как оставить ребёнка без средства связи в наше бешеное время?», «Смарт-часы в помощь. У них и прослушка есть», «Похоже, слишком много видео беспредела учителей в школе», «Их просто парит, что школьник может снять препода, когда тот перегибает палку», - писали нижнекамцы в комментариях к опросу.
«Запретить пользоваться мобильными на уроках, я считаю, это верное решение, а вот на переменах - другое дело. Иногда это очень помогает, например, когда библиотека не работает, а тебе срочно нужна какая-то книга, я нахожу её в Интернете. К тому же у каждого могут случиться непредвиденные обстоятельства, когда понадобится телефон», - считает ученица 7 класса Алина. Всего в опросе приняли участие 1324 человека.
Психолог «Центра психолого-педагогической помощи «Эйдос» Наталья ИВАНОВА считает так: «Всё неоднозначно. С одной стороны, наши дети, действительно «ушли» в телефоны, и это не радует. С другой стороны, я противница радикальных мер, жёстких запретов, применения силы, борьбы. Мне бы хотелось, чтобы дети добровольно отключали свои телефоны и с интересом читали книги, увлечённо слушали учителей, общались друг с другом. Сегодня наша жизнь сильно погружена в виртуальную реальность. Мы даже в ванную и туалет без мобильных не ходим. Такие настали времена! Но мне кажется, решение этой проблемы лежит не столько в правовой области, сколько в области формирования личности, нравственных ценностей и ориентиров. Надо искать другие пути решения проблемы, но это гораздо сложнее».

ДОЖДАЛИСЬ
В Татарстане вопрос запрета или ограничения использования мобильных телефонов в учебных заведениях поднимался ещё полгода назад, когда в сфере образования произошло сразу несколько громких скандалов, связанных с поведением педагогов и их конфликтами с учениками. Например, в одной из школ педагог нецензурно ругалась в адрес ученика, а тот записал разговор на телефон. В другой - ученице причинили физические травмы.
В марте этого года Министерство образования и науки республики распространило сообщение, что будет рекомендовать школам запретить ученикам пользоваться телефонами в стенах учебных заведений. Окончательное решение об этом должны были принять сами школы, но массово инициатива в жизнь не вошла. Хотя сейчас при федеральной поддержке инициатива, видимо, всё-таки претворится в жизнь.
Алсу Шарифуллина
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа