08.05.2019
Главная тема
ПРИСТЕГНИТЕСЬ, МЫ ВЗЛЕТАЕМ!

«Наши люди в булочную на такси не ездят» - эта фраза из любимой советской комедии благодаря интернет-приложениям теряет свою актуальность. Заказать такси стало проще, ждать недолго, да и стоимость поездки небольшая. В результате такси стали частью повседневной жизни нижнекамцев. И тем не менее, по статистике, этот вид общественного транспорта остаётся одним из самых опасных. Помимо того, что люди часто жалуются на грубость и несоблюдение таксистами правил дорожного движения, пассажиры не знают, застрахованы ли они на случай аварии. Зачастую оператор не несёт ответственности за своих водителей - трезвые ли они выходят на линию, насколько в норме их медицинские показатели и психическое состояние. А некоторые диспетчерские службы и частные извозчики вообще работают без соответствующих разрешений и на неприспособленных автомобилях.


Я НЕ Я, И МАШИНА НЕ МОЯ
Принято считать, что официальные такси намного безопаснее бомбил-частников. А с появлением в Нижнекамске крупного российского агрегатора «Яндекс.Такси» у горожан создалось впечатление, что вот он, идеальный перевозчик, - и цена приемлемая, и безопасность гарантирована. Но в конце прошлого года в федеральных новостях появился шокирующий сюжет: москвичка Ольга Садвокасова вызвала машину через приложение «Яндекс.Такси», а когда во время поездки сделала водителю замечание относительно стиля вождения, тот её избил. У женщины диагностировали переломы носа и ноги. Выяснилось, что таксист работал не в самом «Яндексе», а у его партнёра «Такси-М». Руководство «Яндекс.Такси» от водителя открестилось. Садвокасова написала президенту России, что «любой психопат, наркоман, шизофреник, маньяк и насильник может прикрыться брендом крупной корпорации и беспрепятственно получить доступ ко мне, моим детям, родственникам». И только после этого её делом занялся Роспотребнадзор.

«ВОЗИТЬ НЕ ОБЯЗАН!»
«ВГ» собрала жалобы нижнекамцев на такси. Первое место среди претензий заняла грубость водителей. Вот что рассказала Кристина: «Я не ожидала от водителя, взрослого человека, такого хамства. Он стал грубить и угрожать побоями из-за того, что я попросила довезти до входа в магазин. Он и без моей просьбы это должен был сделать, но сказал, что «не обязан возить за 80 рублей». Тогда зачем он в такси работает?».
Неприятно закончилась поездка и у Алины с мамой. «Когда выходили, мама сильнее обычного хлопнула дверью. Водитель открыл окно и начал нас оскорблять матом. Я позвонила диспетчеру, а она в ответ тоже нагрубила!». А Лилии досталось за «долгое ожидание»: «Машина приехала. Я вышла в течение 5 минут. Водитель стал выговаривать мне - хамил и материл чуть не всю дорогу».
Дарья возмущена махинациями с бонусами популярного в Нижнекамске перевозчика: «Когда вызываешь такси через приложение, водители наглеют! Приходит чек, что цена поездки 60 рублей и 20 оплачено бонусами. А водители берут 80! Для чего тогда приложение и бонусы? Бывают и честные водители, но вот уже третий раз такая ситуация, что оплачивать приходится больше!».
Елена вызвала машину через приложение. Ей выстроили маршрут до пункта назначения и списали деньги с карты перед поездкой. Однако женщина заметила, что везут её совсем не по тому маршруту, за который она заплатила. Водитель, объяснив, что так будет быстрее, ехал, нарушая ПДД, местами даже по пешеходным дорожкам.
Неприспособленная машина приехала по вызову Евгении: «Водитель приехал зимой с открытыми с двух сторон окнами. Закрыть их он отказался и ворчал всё время, пока вызывал другое такси для нас. Ждали долго, с таким и 5 минут кажутся каторгой. Наконец, диспетчер прислала хорошего таксиста на нормальной машине. Капризные и скандальные не должны работать с людьми и портить им настроение. Потеют окна - пусть машину приводит в порядок, а не издевается над пассажирами».
С риском для жизни прокатилась на одном из такси Татьяна. Она не замечала ничего странного в таксисте до момента, когда машина не смогла выбраться из снежного месива. Только тут пассажирка обратила внимание, что водитель управлял машиной только одной левой рукой, а вторая неподвижно висела вдоль тела! Как инвалид или, может, травмированный водитель вообще мог пройти медкомиссию? А проехать по нашим нечищеным дорогам и с двумя здоровыми руками не всегда получается.

БОЛЬШЕ ЗНАЕШЬ – ЦЕЛЕЕ БУДЕШЬ
Пассажир, заказывая поездку через приложение, чаще всего уверен, что его везёт водитель именно этого агрегатора, хотя в действительности это не всегда так.

Справка «ВГ». АГРЕГАТОР - это торговая площадка или сайт в Интернете, где предлагают свои товары и услуги несколько компаний, к примеру, интернет-магазинов или таксопарков. Тот же «Яндекс.Такси» является агрегатором, и на его площадке размещаются и другие компании-партнёры.

В Роспотребнадзоре обещают усилить контроль за интернет-агрегаторами. С 1 января 2019 года в новой редакции Закона «О защите прав потребителей» появилось понятие «владелец агрегатора информации о товарах». Теперь агрегатор обязан доводить до покупателя информацию о себе и компаниях, размещающихся на его сайте, включая название, адрес, режим работы. Если владелец сайта предоставил неполные или недостоверные данные, он должен возместить покупателю убытки, полученные из-за этого. В теории это, возможно, защитит граждан от инцидентов, подобных тому, что произошёл с Садвокасовой.

В ТАКСИСТЫ – ТОЛЬКО РОССИЯНЕ
В последнее время правительство вводит меры, призванные повысить качество и безопасность сервиса. В первом чтении приняты изменения в закон, регулирующий деятельность служб такси. Приведём самые важные.
Водительский стаж таксиста должен быть не менее 3 лет.
Разрешение работать таксистом на конкретном автомобиле теперь будет выдаваться на 5 лет. Агрегаторы будут работать только с такими водителями. Потребовать предъявить разрешение смогут правоохранительные органы и пассажиры. Водителю, таксующему без лицензии, штраф повышается с 5 до 30 тысяч рублей с лишением прав на срок до 6 месяцев.
Агрегатор не сможет передавать заказы перевозчику, у которого нет лицензии, вся ответственность за ДТП в таких случаях ляжет именно на агрегатора. Ему грозит штраф в размере 500 000 рублей и приостановка деятельности на 3 месяца.
Обязательными будут ежедневные медосмотры водителей и предрейсовые техосмотры транспорта.
Благодаря установке таксометра налоговики смогут отследить выручку таксиста и правильно рассчитать отчисления.
Обязательно наличие цветографической «шашечки» по бортам и оранжевого фонаря на крыше. А вот цвет автомобиля не регламентируется.
Агрегаторов обяжут сообщать пассажиру информацию о номере заказа, госномере такси, марке автомобиля, его цвете и времени подачи.
Управлять такси смогут только граждане России.
Рекомендации по выбору такси опубликованы на сайте Роскачества. Для того, чтобы не сесть в машину к водителю-нелегалу, которые иногда попадают в базы интернет-агрегаторов, достаточно сопоставить госномер прибывшего автомобиля с тем, что сообщил диспетчер. Если номер не совпадает, откажитесь от поездки.
По статистике, на водителей-нелегалов приходится около 60% ДТП. Начавшаяся недавно всероссийская проверка лицензий такси уже показала, что из 8400 госномеров проверку на легальность не прошли больше половины! Узнать о наличии лицензии у перевозчика и сообщить о нарушениях можно на сайте проекта «Народный контроль», достаточно ввести номер машины.На фоне других перевозчиков в этом отношении машины «Яндекс.Такси» выигрывают - их точно с нелегалами не спутаешь. И на бортах автомобилей нижнекамской «Камиллы» появились наклейки с шашечками и даже с QR-кодами, просканировав которые, клиент сможет узнать всю информацию об этом таксопарке. А вот обязательный оранжевый фонарь на крышах нижнекамского такси - большая редкость.

«СЛЫШЬ, ВОДИЛА!»
Роскачество констатирует, что таксисты часто перерабатывают, чтобы увеличить прибыль. Неудивительно, что уставшие водители срываются на пассажирах, более того, это может спровоцировать аварийную ситуацию. Агрегаторам предложили занести всех таксистов в единый реестр и автоматически отключать от доступа к заказам по истечении 8 часов работы. Поможет ли эта мера, покажет будущее, ведь водитель, отработав 8 часов у одного перевозчика, может без проблем устроиться на вторую смену к другому.
Ведомство также перечислило ситуации, когда таксист может отказать в поездке клиенту: если пассажир пьян или его одежда грязная, если машина не оборудована для перевозки конкретного клиента (например, без детского кресла), если под угрозой безопасность водителя. Пассажир тогда должен оплатить стоимость поездки на момент её прекращения.
На словах всё звучит обнадёживающе, но кто должен разбираться с пьяными пассажирами? Полиция, по мнению нижнекамских таксистов, на такие вызовы приезжает неохотно. Вот и обходятся они своими силами. Как, например, пришлось сделать таксисту Антону, в машину которого клиенты, парень с девушкой, сели уже нетрезвые и с открытыми бутылками пива. Он вежливо попросил пару выйти из салона и допить на улице. Парень подчинился, а девушка отказалась наотрез: «Мы платим, слышь, давай вези!». Антону пришлось вытащить сопротивляющуюся и матерящуюся девушку за руку. В итоге она пожаловалась на водителя оператору.
Конфликт с пьяными пассажирами произошёл и у таксиста Кирилла. Двое мужчин на заднем сиденье по дороге затеяли между собой драку. После того как один из них попал кулаком по подголовнику водительского кресла, Кирилл остановил машину, мужчин высадил, но остался без оплаты.
Бывает и так, что, доехав до места, клиенты выскакивают из машины и убегают, не заплатив. И далеко не все таксисты бросаются вдогонку, а в полицию и подавно из-за малой суммы никто не обращается. «Раз не заплатил, значит, ему нужнее», - философски рассуждает водитель такси Радик. Правда, второй раз бесплатно проехать любителю халявы скорее всего не удастся - у многих операторов сейчас появились чёрные списки нежелательных клиентов.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
К очередному обсуждению поправок к закону о такси депутаты вернутся осенью и до конца года закон обещают принять. А пока нам остаётся только мечтать о непроницаемой перегородке, защищающей друг от друга водителя и пассажира, как, например, в знаменитых ньюйоркских жёлтых такси. Там, кстати, клиент может отключить связь с водителем, если тот, допустим, начал нецензурно выражаться или врубил шансон. Для безопасности водителей большинство наших такси оборудованы тревожной кнопкой, нажав на которую, водитель может рассчитывать, что находящиеся поблизости коллеги бросятся на помощь. Вот такую бы кнопочку ещё и пассажирам!
Анастасия Светлова
Отправить письмо в редакцию


forecast

Новости


Работа