13.09.2018
Главная тема
Ученики гимназии отправляются на Марс

Личная инициатива и поддержка администрации школы сделали то, что многим может показаться невозможным. Обычный учитель физики из нижнекамской гимназии-интерната №13 Ренат ГАБДРАХМАНОВ этим летом побывал на специальных курсах для педагогов в крупнейшем в мире музее космоса в американском штате Алабама. В результате он не только приобрёл массу опыта и знаний, но и готов сделать свои уроки более интересными и эффективными. О своей поездке он рассказал «ВГ».


Ренат Габдрахманов. В 2009 году окончил Елабужский педагогический университет по специальности «учитель физики и информатики». С пятого курса преподавал в школе в Набережных Челнах. В 2013-м переехал в Нижнекамск. Работает в гимназии-интернате №13 учителем физики, а с прошлого года ещё и учителем астрономии.

 

 

- Ренат Раухатович, как вы попали в Америку?

- О том, что в Хантсвилле проводятся специальные космические курсы для преподавателей и школьников со всего мира, я узнал от знакомых, которые там побывали несколько лет назад. Мне дали ссылку на сайт программы, я зарегистрировался, написал о себе, о своей работе, заполнил некоторые документы. Всё делалось на английском языке, это первое требование - знание языка.  Всё это было осенью прошлого года, а в феврале пришло приглашение, и я начал собирать документы. Главной проблемой была виза США. В России для её получения не хватало времени, и я поехал в Баку - в этой поездке помогла администрация гимназии.  Получил визу, отправил все данные в США, и скоро мне прислали билеты на самолёты.

- Главной проблемой, вы сказали, была виза. А финансовая сторона?

- Всё абсолютно бесплатно: проезд, проживание, питание, лекции, занятия. На всё это я не потратил ни копейки. Даже в Бегишево меня на своей машине отвёз директор гимназии Рустам Мансурович Шакиров. 

- Космические курсы - звучит загадочно и романтично. Сколько они длились и чем вы занимались?

- У детей свои программы, у преподавателей различных предметов - свои. Много теоретических и практических занятий. На территории есть лекционные залы, очень много аттракционов связанных с космосом, большой музей астронавтики. У нас было пять дней занятий, и каждый день были лекции  по ракетостроению. Делали ракету, которую из бумаги и пластика может и ученик собрать. Для неё мы cпрограммировали датчик измерения скорости полёта и потом запустили. Были различные тренировочные установки для астронавтов, которые позволяют ощутить себя при взлёте ракеты, или в состоянии невесомости, или на Луне, где гравитация в шесть раз меньше, чем на Земле. Были встречи с астронавтами. 

Но основная идея этого мероприятия - знакомство учителей с такой методикой, как STEM. Она направлена на командное решение практических задач в игровой форме. Например, теннисный шарик с помощью трубок нужно доставить в определённое место. Нужно придумать какую-то конструкцию и так далее, при этом применяются самые различные области знаний. В Европе, и особенно в США, сейчас это очень востребовано.

- Что-то ещё, кроме территории музея, удалось увидеть?

- Мы жили в гостинице в Хантсвилле, а музей находится за городом. Город немного посмотрели, пока добирались туда-обратно. Занятия проходили с 8 утра до 8 вечера, поэтому ни на что другое времени не оставалось. Но и в музее было на что посмотреть. Например, копия шаттла с ракетой в реальном размере, копии других ракет. Но главное, наверное, было общение с другими участниками мероприятия. У нас в общем потоке было порядка 180 человек, группы по 14-15 человек. В моей группе в основном были американские учителя. Удивляло их радушие и дружелюбие, полное отсутствие политической темы.

- Что ещё удивило, может быть, даже поразило?

- То, что всё это абсолютно бесплатно. Удивила и доступность для всех желающих, и детей и взрослых, для всех жителей города, тренировочных установок, на которых можно почувствовать себя настоящим астронавтом, который готовится к полёту. 

- После этой поездки что-то изменится на ваших уроках физики и астрономии?

- Обязательно! Технология SТЕМ у нас в России, оказывается, есть, но больше как дополнительное образование. А применить её можно и на уроках. Например, у нас была виртуальная миссия - мы должны были посадить на Марс самоходный аппарат. Каждый член команды выполнял свою функцию: были руководитель полёта, его помощники. Кто-то отвечал за связь с марсоходом, кто-то за связь с командой, кто-то виртуально сопровождал марсоход на планете, проводил несложные эксперименты.

Эти вещи я и хочу применять, сделать так, чтобы учащиеся смогли почувствовать себя в разных ролях. Таким образом, можно переделать даже множество лабораторных работ. Конечно, группа будет не 15 человек, а, может быть, три-четыре. Один будет собирать информацию, другой - всё курировать, третий, условно, будет заниматься дизайном, а четвёртый - всю эту работу презентовать. Каждый будет выполнять свою роль, а роли потом можно менять.

- И всё это будет во время уроков?

- Небольшие проекты можно делать и во время уроков. Главное, что дети, выполняя различные роли, будут понимать, что им больше нравится, что получается лучше, что хуже, будут искать решения, как улучшить свои навыки. От учителей ведь требуется прохождение темы, чтобы дети её знали. Но этого можно достичь, не только решая задачи в учебнике, но и решая проблему внутри проекта. Надеюсь, что уроки физики и астрономии в нашей гимназии станут интереснее.

 

Хантсвилл, штат Алабама, США - город ракетостроителей. Здесь были разработаны первая американская ракета-носитель «Юпитер-С», ракеты-носители для лунной программы, шаттлы. Рядом с Хантсвиллом находится самый большой в мире музей космоса.

Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа