27.06.2018
Главная тема
Легко ли быть молодым?

Сегодня в России отмечается День молодёжи, и «ВГ» решила узнать, легко ли сегодня быть молодым? Некоторые источники утверждают, что молодыми нынче считаются все, кому не исполнилось 38 лет, но мы сделали акцент на подростках и студентах - тех, кто ещё только-только начинает свою жизнь и кому ещё предстоит сделать немало глупостей. Конечно, сейчас не 80-90-е годы, когда вместе с переломом госсистем молодёжь оказалась никому не нужна, но с какими проблемами сегодня сталкиваются молодые люди? О чём беспокоятся? Можно ли помочь своим детям и уберечь их от ошибок?


Проблемы с нервами и мышцами

А беспокоиться есть о чём. Нам не удалось получить комментарии от правоохранителей о детской преступности - на время мундиаля МВД объявило «режим пресс-тишины». Но, судя по новостным сводкам, количество подростковых суицидов за последние годы увеличилось.

Кроме того, по словам специалиста по связям с общественностью управления здравоохранения Натальи САВЕЛЬЕВОЙ, дети стали чаще страдать болезнями пищеварительной и костно-мышечной системы. Например, в 2015 году на учёте в ДГБ состояли с этими болезнями 121 и 74 подростка до 17 лет, в 2017 году - уже 473 и 185 соответственно. Увеличилось количе­ство заболеваний глаз, органов дыхания, эндокринной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем. А точно узнать, чем страдают молодые люди постарше, сказать трудно - по ним не ведётся отдельная статистика. Зато есть цифры по заболеваниям нижнекамцев в трудоспособном возрасте, и здесь картина показателей стала хуже по болезням костно-мышечной, нервной и эндокринной систем.

Трудности в общении

Кроме здоровья, есть и другие не менее важные молодёжные проблемы. Многие родители возмущаются, мол, работаем, одеваем, всё, что хочет, покупаем, а ребёнок недоволен, начинает курить, пропадать неизвестно где. В этих случаях, по мнению специалистов, детям не хватает не материальных благ, а внимания и понимания со стороны родителей.

- В век информационных технологий наши дети испытывают трудности в общении, - считает методист-психолог управления образования Светлана ИМАМУТДИНОВА. - Они находят друзей в соцсетях и считают эти отношения искренними, но вживую общаться не могут. В школах, классах многие ощущают одиночество, начинают конфликтовать. Уровень тревоги сейчас намного выше - количество поводов для стрессов увеличивается. Плюс извечная проблема отцов и детей, в корне которой – недопонимание.

Согласна с коллегой и педагог-психолог политехнического колледжа, руководитель методического объединения педагогов-психологов НМР Людмила БАРБАКОВА: 

- Основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, связаны с детско-родительскими отношениями и самоопределением. Даже когда ребята уже получают среднеспециальное или высшее образование, они думают: сделали ли правильный выбор? Ну и, конечно, иногда доставляют немало хлопот отношения с противоположным полом. Всегда нужно работать над собой - читать нужную, полезную литературу, смотреть хорошие фильмы, иметь круг общения, который помогает развиваться. Стоит понимать, к чему стремиться, и раскрывать свой потенциал.

По словам Л. Барбаковой, студенты очень редко оказываются в жизненно критических ситуациях, а если такие ситуации и случаются, то почти всегда они связаны с финансами и быстро разрешаются.

«Насилие Интернета»

Директор школы №29 Равис ШАКИРОВ тоже согласен с тем, что на первом месте у молодёжи - проблемы с родителями:

- Но это естественный процесс, и он формирует развитие. Если бы молодёжь дублировала действия родителей, то движение вперёд было бы невозможным. Проблемы для молодёжи создаём и мы сами, пытаясь пригнуть их под наши идеи или, наоборот, отпуская их на свободу, мол, я тебя родил, а дальше ты как-нибудь сам. Родители заняты выживанием, когда нужно не только работать, а доказывать и отстаивать свою правоту, попутно преодолевая взрослые проблемы. В этой ситуации в выигрыше оказались троечники, которые в своё время прошли и через школьный совет, и кабинет директора. Эти ребята готовы к борьбе, в отличие от аккуратного отличника - часто он не готов к жизни, и полученные знания могут пропасть вместе с ним.

Ещё одной проблемой опытный педагог назвал «насилие Интернета». Неподготовленный ребёнок получает лавину информационного потока, который давит и искажает восприятие жизни.

- Детский мозг впитывает всё, что попадает в поле зрения. В школе говорят одно, дома - другое, на улице - третье, а в Интернете - более глобальное. И противостоять этой силе удаётся не всегда. Поэтому стоит тщательно следить за развитием ребёнка, за его жизненными взглядами, подходами, - считает директор.

Чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются школьники и как эти проблемы влияют на успеваемость, в течение года в школе №29 изучали отношения детей и родителей. Выяснилось, что с 1 по 4 класс и с 9 по 11 у школяров не хромают ни качество образования, ни воспитание. А вот дети, которые учатся с 5 по 8 класс, оказались в своеобразной «яме». Родителям интересно помогать своим младшеклашкам, которые только-только начинают осваивать школьную программу. Родители старшеклассников уже понимают, что их ребёнок должен определиться с профессией и, возможно, от этого выбора зависит будущее чада, и тоже помогают и поддерживают. А вот родители учеников средних классов более-менее успокаиваются - период адаптации пройден, до экзаменов ещё далеко.

- Мы надеемся выстроить с родителями новую систему отношений. Не нужно искать виноватого, главное - объяснить, в чём мы нужны друг другу. Если уж российские футболисты поверили в себя, то и нам по силам научить уверенности детей, чтобы подготовить их к взрослой жизни, - подытожил Р. Шакиров.

Юлия Скорина
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа