06.04.2018
Главная тема
ЕГЭ: ставки сделаны

Ещё в феврале выпускники школ определились с выбором единых государственных экзаменов, которые они будут сдавать в конце учебного года. Нижнекамские школьники выбрали почти все предметы, кроме французского и немецкого. Но ЕГЭ стал настолько сложным, что и дети, и их родители, и учителя, мягко говоря, волнуются. Ставки высоки: провал грозит потерянным годом, а непоступление на бюджетное место в вузе ударит по родительскому кошельку. Подготовка и сдача ЕГЭ превратились в гонку за баллами для поступления в вузы, и многие занимаются с репетиторами, чтобы дотянуть до этих самых баллов по профильным предметам.


«Я тупая»

Мы опросили нескольких знакомых, чьи дети сейчас готовятся к ЕГЭ или кто уже сдал экзамен год-два назад. «Ой, не спрашивайте, это кошмар, - с ходу разразилась гневной тирадой мама выпускницы. - Дочь приходит домой, перекусывает, садится за уроки, потом бежит к репетитору. Освобождается часов в 9-10 вечера. Я сама пыталась решить математические задачи, но у меня ума не хватило, нас такому точно не учили. Дай бог, чтобы дети понимали. Но когда ребёнку жить, общаться с друзьями, отдыхать?».

Другая девушка, которая в прошлом году выпустилась из школы и теперь учится в ссузе, прямо заявила: «Я тупая и не потянула бы ЕГЭ. У меня и правда мозгов не хватило бы. Поэтому сдала самые лёгкие предметы на выбор и пошла в колледж». Все как один утверждали - программа очень сложная, детей загружают по самое не хочу.

Рвётся там, где узко

Сейчас образовательный стандарт предусматривает базовый и профильный уровни изучения предметов в школе. Одна из знакомых учительниц в сердцах сказала, что профильный ЕГЭ вовсе не демонстрирует освоение образовательной программы, а обслуживает интересы вузов: «Ребёнок учится, учится, изучает предмет углублённо, но профилизация получается очень зауженная, и на выходе мы получаем ребёнка, который не развит в других направлениях. Работодателей ведь интересует общее развитие, навыки и компетенции, а не узкие специалисты, которые работают по быстроустаревающим методам. А к новым профессиям они не подготовлены». К тому же, по мнению преподавателя, в юном возрасте не каждый понимает, кем он хочет работать. Но вместо того чтобы давать ребёнку попробовать себя в разных видах деятельности, чтоб он понял, что ему близко, его нагружают углублённым изучением чуть ли не с начальной школы.

Как ребёнок справляется, например, со сложными математическими задачами, как он усваивает эту тему? Подросток не понимает, что для этого нужны особые математические способности, которых у него может не быть. Но на учебнике написано «для средней школы», значит, любой может усвоить программу, а если нет - то ты в числе отстающих. Отсюда психологические проблемы, неприятие школы, учителей, сверстников. «Школьные учителя не могут заменить вузовских и дать детям знания на уровне первого курса. Да они и не должны этого делать, их задача - довести ребёнка до ЕГЭ, который должен показать, как этот ребёнок освоил программу. Но профильный ЕГЭ - уже не школьная программа, его не сдать без репетитора», - добавила учительница.

Нам бы взять ЕГЭ и отменить?

Между тем в марте в Госдуму был внесён законопроект об отмене ЕГЭ. «Суть законопроекта сводится к тому, чтобы отменить надоевший ученикам и родителям ЕГЭ, который направлен не на получение знаний, а на «дрессировку» по определённому набору заданий, - заявил соавтор инициативы Борис Чернышов. - Предлагается возвращение к традиционному экзамену. Это позволит улучшить процесс обучения и сделать так, чтобы в финальных классах дети не готовились к ЕГЭ, а спокойно учились и потом поступали в вузы». Но в Минобрнауки РФ не поддерживают отмену ЕГЭ, потому что экзамен «укрепляет развитие единого образовательного пространства и даёт возможность жителям всей страны поступать в вузы на равных условиях».

По словам замначальника управления образования Айзиряк РАМАЗАНОВОЙ, все материалы школьникам даются соответственно учебным программам. Итоговые значения баллов по ЕГЭ в НМР в целом не падают, но не по всем предметам нижнекамцы догоняют другие районы республики. «Специализация на профильной математике не значит, что ребёнок не изучает материал по другим предметам, такое невозможно, - добавила А. Рамазанова. - Он просто учится по школьной углублённой программе. Конечно, есть разные дети - троечники, отличники, кто-то с гуманитарным складом ума, кто-то спортсмен, все справляются с программой по-разному. Плюс ЕГЭ в том, что с ним не нужно сдавать вступительные экзамены в вузы. Но есть и минус - если не сдашь русский или математику, то не получишь аттестат». 

Каждому по способностям

- Любое явление воспринимается в три этапа: «зачем это нужно?», «да, всё-таки нужно» и «как мы без этого жили?», - считает директор школы №29 Равис ШАКИРОВ. - Проблема есть не только в системе образования: не до конца апробированную идею втягивают в массы и, не завершив эксперимент, начинают вносить изменения. Хорошие предложения у нас зачастую воплощаются в жизнь без творческого подхода, а ведь надо любую идею сначала опробовать и вводить поэтапно, как и было с ЕГЭ. Как пример - ситуация с татарским языком. Столько дров наломали! А ведь русскоязычные нижнекамцы были против только углублённого изучения татарского, который мог бы отразиться на аттестате, и сейчас сами спрашивают: «А как мы без татарского?». А профильная математика не означает, что мы даём материал первого курса вуза. Ребёнок может просто попробовать свой интеллектуальный уровень. Сейчас у нас вводится понятие «школа без отстающих», по такому принципу весь мир живёт уже давно. Мы даём разноуровневым детям среднее общее образование, поэтому продвинутым обидно, а тем, кто не дотянул, не видать успеха. Если ребёнок не может стать отличником в силу своих умственных или физических способностей, то не надо загонять его в рамки и тем самым убивать уверенность в себе. В школе должно быть комфортно, чтобы знания были в радость, а не в тягость. Не нужно забывать, что вторая функция школы - вырастить человека.

Есть и другая проблема. Если в школах многие учителя старших классов имеют высшую категорию, то насколько нужен репетитор? В любом случае за качество знаний отвечает школа. В случае чего консультации даются бесплатно в рамках подготовки к ЕГЭ. К тому же многое зависит от родителей - достаточно грамотно составить распорядок дня своего чада, это упорядочит режим и снимет ненужную эмоциональную и умственную нагрузку.

По мнению Р. Шакирова, ЕГЭ нужно оставить, но не нужно превращать его в палку для битья. Это отличный способ среза знаний, если грамотно подобрать материалы.

- Надо создавать вертикальную структуру образования, а сейчас темы к ЕГЭ изучаются чуть ли не с начального блока, но упор на подготовку к экзаменам делается только в старших классах. У меня, как у родителя, тоже стоял вопрос: нанять репетитора или дать ребёнку возможность грамотно заниматься с учителем? Я выбрал второй вариант, и у моих детей есть время и на занятия, и на отдых. Надеюсь, что министерство образования, как ответственная структура и центральное звено, сможет обеспечить и качественное обучение, и качественный срез знаний, - уверен педагог.

 

Юлия Скорина
Отправить письмо в редакцию
forecast

Новости


Работа