22.03.2017
Интервью
Подводник, который стал трамвайщиком

19 марта Россия отметила День моряка-подводника. В Нижнекамске проживают более 400 человек, служивших в Военно-Морском Флоте страны, более 50 из них - моряки-подводники. В городе работает клуб моряков, деятельностью которого руководит Рафаил Хабибуллин, генеральный директор МУП «Горэлектротранспорт». Накануне праздника корреспондент «ВГ» взял у бывшего моряка-подводника интервью.


- Рафаил Исмагилович, в каких войсках мечтали служить?

- На медкомиссии меня сразу зачислили в морской флот, чему я был рад. На сборном пункте в Казани вместе с группой ребят отобрали в моряки-подводники. Нас направили в Ленинград, в учебный отряд подводного флота имени Кирова. Там в течение десяти месяцев проходили строевую подготовку, изучали оружие, узлы подлодки, в учебном полигоне проходили водолазную подготовку. После успешного экзамена на радиометриста направили в Мурманскую область. Я попал в Полярный, это закрытый город. Меня определили на дизельную подводную лодку №641. Это было в конце 1970 года. Всего я отслужил чуть больше трёх лет. Мы уходили в поход на восемь месяцев, старпом и командир мне присвоили звание старшего матроса и назначили командиром отделения.

- Восемь месяцев - это почти год. Как привыкали к службе? К замкнутому пространству, одним и тем же лицам, распорядку дня?

- По три дня мы ходили под водой, а потом всплываешь сначала в перископное положение, командир смотрит в перископ, связывается напрямую с Москвой, которая даёт разрешение - где можно всплывать, где нельзя. Главная задача - провентилировать аккумуляторные шахты, мусор выкинуть, где-то что-то заправить. Всплываешь в ночное время и выполняешь все работы. Командир разрешал на две-три минуты выйти покурить. В подводном положении курить никому не разрешалось.

Мы считались глазами подлодки, поднимали свои антенны, наблюдали за горизонтом. За правильное определение местоположения «противника» командир объявлял отпуск на 10 суток с выездом на родину. Во втором походе я заслужил 4 отпуска плюс 23 дня - по приказу Министерства обороны подводникам полагается поездка в санаторий или на родину. После первого похода 23 дня отдыхал в Севастополе, после второго более 70 дней был в отпуске дома.

 - В какие моря выходили?

- Я был в двух походах, оба - в Средиземное море. Пересекали Атлантику, проходили Гибралтар…

- Как вас посвящали в подводники?

- Это было во время первого выхода в море. Знаете шахтёрскую кружку? Годки наливают тебе в неё морскую воду, и ты должен выпить всё до дна, а после поцеловать кувалду, намазанную солидолом. Только после этого ты можешь называть себя подводником.

- Вы и на гражданке не забываете о море. Почему?

- В 2005 году ко мне обратились нижнекамские моряки: «Рафаил Исмагилович, давайте поднимем в городе дух моряков». Я направил в Москву своих людей, заказал 50 комплектов морской формы. Набрал два взвода моряков. Некоторые и не служили на море, но очень уж им оно было по нраву. Из военкомата приходили офицеры, занимались строевой подготовкой. В 2006 году 9 Мая наши два взвода чётко с Государственным флагом и флагом Военно-Морского Флота прошли в колонне демонстрантов воинским шагом. Многие тогда спрашивали: «Откуда выписали моряков?». В 2011 году половину форменных комплектов передали школе №2, её ученики в морской форме всегда занимают первые места в смотре строя и песни. В той же школе сшил форму и 10-летним мальчикам. А вторую половину взрослых комплектов отдал агропромышленному колледжу.

Каждый год 19 марта я собираю моряков-подводников за круглым столом с концертной программой на базе «ГЭТ» или в ресторане, приглашаем ветеранов ВМФ, работников военкомата. А в последнее воскресенье июля в День ВМФ обязательно проводим военный мини-парад - у Монумента Победы маршируют и взрослые, и дети, и юноши. Так и поддерживаем боевой морской дух.

- Пригодилась ли флотская военная специальность?

- Я устроился радиомехаником в телемастерскую, где первыми в городе начали ремонтировать первые цветные телевизоры. Дела шли хорошо: я дорос до главного инженера, познакомился с руководством города. В 1991 году глава Агтас Галиахметов и его заместитель Фатых Кутдусов доверили мне открыть торговый центр «Гарант», я стал директором филиала. Машинами привозил аппаратуру, бытовую технику, заключал договоры с заводами-производителями, параллельно открыл ремонтную мастерскую, автосервис, обслуживал антенное хозяйство. Работали успешно, но это были  90-е - бандиты, рэкет. В Москву в месяц по 3-4 раза ездили за товаром: 2 «КАМАЗа»-контейнеровоза, 2 легковые автомашины в виде охраны. Бывало разное. Отправляясь в очередной рейс, по-настоящему прощался с женой.

- Как же в вашей жизни произошёл крутой трамвайный поворот?

- В 2002 году новый глава Ильсур Метшин и его первый заместитель Валерий Самилов рекомендовали меня в «Горэлектротранспорт». Я долго думал. Изучал финансовое состояние предприятия: кругом долги, в том числе по зарплате, налоги не уплачены, работали по бартеру. К тому же кругом безбилетники. И вагоны я посмотрел: сиденья деревянные, много поломанных, внутри и снаружи грязь. К тому же забастовочный комитет трамвайщиков постоянно писал жалобы. Но я дал согласие, и 5 июля меня представили коллективу.

- И много бессонных ночей провели?

- Я начал более глубоко изучать финансовые дела, источники доходов. Нужны были субсидии, компенсации, чтобы поддержать предприятие, спасибо Ильсуру Раисовичу и его первому заму, они меня хорошо поддержали: реструктурировали налоговые долги, списали долги Пенсионному фонду. Главными задачами я определил приём кондукторов, увеличение выручки и борьбу с безбилетниками. Потом для доставки людей в промзону нужно было построить разворотное кольцо на БСИ. Всё намеченное удалось выполнить. Потихоньку стабилизировалась жизнь коллектива: зарплату стали давать деньгами, от бартера отказались полностью.

Начали ставить хорошие сиденья в вагоны. Организовали бригаду, которая после рабочей смены очищала вагоны. Их стали сдавать в аренду под рекламу. В 2003 году приобрели первый современный 619-й вагон. Мы провели презентацию, в которой участвовал и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов. По республиканской целевой программе Швецов дал два новых вагона. Сумели приобрести ещё: где-то республика помогла, где-то за счёт средств предприятия, и шинники здорово помогли. А химики как были жадными, так такими и остались.

- Есть ли в России трамвайные города, у которых нам можно было бы поучиться?

- В Отечестве - нет, но я бывал в Афинах, в Германии, вот где транспортная культура на высшем уровне! Принцип чистоты внедрили и у нас. Недавно премьер-министр Ильдар Халиков прямо отметил: «Такую культуру производства я вижу в первый раз. Чистота - можно в тапочках ходить». Но это сейчас, а поначалу в вагонах можно было ходить только в сапогах. Мы построили токарно-механический цех, заготовительный, гараж, здание энергетиков, организовали вспомогательные участки. Бездельников и алкашей выгоняли. Упрямо заменяли подожжённые и порванные шторки, чинили разодранные сиденья. И народ попривык к красоте, эстетике. А ещё мы приобрели форменную одежду для вагоновожатых и спецодежду для рабочих, и сегодня тратим на неё 1,6-1,8 миллиона рублей. Нелегко, конечно, но это стоит того - коллектив «Горэлектротранспорта» гордится своей работой, и нижнекамцам приятно за городской трамвай.

- Чем же нижнекамский трамвай отличается от других?

- У нас комфортабельность, регулярность движения - лучшие в России. В 2010 году за счёт собственных средств впервые приобрели низкопольный вагон. Теперь у нас таких вагонов восемь. К нам приезжают за опытом. По охране труда каждый год занимаем призовые места. Чётко работает профсоюз. Раньше всероссийские конкурсы профмастерства проводили только в городах-миллионниках. Но в 2011 году наши водители стали золотым и бронзовым медалистами. Потом мы подтвердили своё превосходство. Везде знают, что наши водители - лучшие в России. Помощник президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта Максим Соколов, президент РТ Рустам Минниханов недавно именно в Нижнекамске провели коллегию Минтранса - это большая честь. Я тоже не остался в стороне, успел привезти суперсовременный трамвай: четырёхосный, трёхсекционный, с плавным ходом, с кондиционерами. В часы пик его можно пускать на промзону, а летом - на Красный Ключ.

- Нам, пассажирам, кажется, что в вашем хозяйстве всё отлажено.

- Проблемы есть. К примеру, нет дохода от армии льготников. Есть и недоремонт путей, а из 64 пассажирских вагонов 50 хоть сегодня заменяй, но для этого нужны большие средства. На один километр пути ремонта нужно более 15 миллионов рублей. А наша мечта - это новая трамвайная линия, которая позволит увеличить охват населения новых микрорайонов. Это более 9 миллионов пассажиров, значит, должен вырасти доход. Но в строительство необходимо вложить 910 миллионов рублей. Новая ветка вошла в целевую республиканскую программу, её финансирование будет поэтапным.
Газимзян Сабиров
forecast

Новости


Работа