15.02.2017
Интервью
Муж привёз сковороду жареной мойвы

У каждого старожила города был свой путь прибытия на стройку. Не ошибёмся, если утвердительно скажем, что каждый второй нижнекамец - выходец из села, не важно, из какого района и области, а трудовые навыки получал или на родительском огороде, или на колхозной ферме. Как, например, Нина Лежнёва. Её отец погиб, защищая Москву. Рабочих рук в колхозе не хватало. Бригадир предложил девчонке выращивать телят. Слово бригадира - закон, и вместо учёбы в девятом классе девушка стала животноводом. Так и пришлось бы всю жизнь работать на ферме в родной Котловке, если бы не нижнекамская стройка. Но и здесь никто ей тёплого места не приготовил.


- Нина Григорьевна, на каких должностях вам пришлось работать в первое время на новом месте?

- На промбазе рядом с клубом «Строитель» открылась столовая, кажется, весь барак занимала. Поступила туда. В трудовой книжке записали меня уборщицей-подавальщицей, я и убирала со столов и вытирала. Но как-то знакомый парень меня надоумил: «Что вы тут за 30 рублей в месяц работаете, идите химкомбинат строить, будете 3 рубля в день получать». Вот я с ещё одной уборщицей-подавальщицей и пошла на стройку. Что мы делали? Траншеи копали под разные объекты возле ЦГФУ.

Вскоре я вышла замуж, стала Порошина. Как пришло время выходить из декретного, муж сказал, что на химкомбинате набирают женщин на курсы водителей трамвая. Муж-шофёр учил меня водить машину. Подумала, раз с машиной получается, смогу и трамваем управлять. Записалась, приняли.

- И много таких смелых набралось?

- Поехали двадцать девять, а курсы окончили двадцать семь. У меня фотография есть, там имена и фамилии всех курсанток. Выучились, но в Нижнекамск вагоны ещё не поступили, опыт вождения приобретали в Казани. Я ездила мимо Ленинского садика до железнодорожного вокзала, до компрессорного завода.

- А в Нижнекамске как осваивали маршруты?

- Сначала ездили только до ТЭЦ. Потом стали и до Красного Ключа, и до шинного, и до завода дивинила. В первые годы были трудности, наверное, из-за нехватки опыта. Как-то утром в снегопад ехала до ТЭЦ. Впереди на путях - сугроб, я рванула, и вагон сошёл с рельсов. Пассажиры до работы пошли пешком, а я стала ждать аварийную бригаду.

- А интересные ситуации приключались?

- Сколько хочешь. Как-то отключился ток, три вагона на подъёме на ЦГФУ встали. Случайно муж мимо проезжал. Так он съездил домой, приготовил и привёз целую сковородку жареной мойвы, хлеба, чаю. Мы собрались в моём вагоне, подкрепились. Так в вагонах и провели ночь.

- Какой хороший муж у вас был…

- Да, всякое случалось, но помнится хорошее. Сына и дочь вырастили.

- Работа у вас была сменная. Успевали детишек в садик отвести?

- Отвести успевали, а вот забирать из садика не всегда удавалось самой. Приходилось просить кого-нибудь из дежурных слесарей или водителей из резервной бригады. Однажды осенью проезжала недалеко от своего садика, а он уже закрывался, несколько малышей, в том числе и мой, оставались на улице с нянечкой. Остановила трамвай, бегом до садика, нянечка прямо через забор передала сынишку. Пассажиры всё поняли, посидели, подождали.

- Кстати, о пассажирах. Они хоть как-то изменились за годы вашей работы, стали хуже, лучше?

- За двадцать семь лет работы каких-то изменений не заметила. В основном народ ездит спокойный, но были и хулиганы. Одно время вагоновожатые работали без кондукторов. Бывало, на выходе попросишь предъявить билет, а в ответ какой-нибудь «комплимент» услышишь и даже матом. Были случаи, пока сбегаешь в диспетчерскую отметиться, кто-то прямо из кабины утащит кассу. Один раз недостачу пришлось вносить из своей зарплаты.

Бывало, когда пассажиру становилось плохо. Аптечек с собой ещё не брали, поэтому дово- зили больного до диспетчерской, оттуда вызывали «скорую». Обычно у людей сердце прихватывало, но всё обходилось благополучно.

- А водителей контролировали?

- Ещё как! Однажды мою кабину открыл моряк и говорит: «Города нет, а трамвай бегает. Как мне пройти туда-то». Он назвал адрес, я объяснила, где сойти и как пройти. И ведь кто-то донёс, что действовала не по инструкции, с меня сняли классность, через год только восстановили.

- Трамвайному управлению на днях исполнится 50 лет. Ветеранов не забывают в коллективе?

- Обижаться грех. Первый начальник Владимир Иванович Бурчик и другие за ним - все болели за дело, к людям относились хорошо. У меня как-то зимой замкнуло трамвай, я в своей каракулевой шубке пробовала сама что-то сделать. Ничего не получилось, а бок шубы расплавился. Начальник управления ходатайство написал, и химкомбинат мне выплатил 80 рублей, на них я купила новую шубу.

- А как вам новые трамваи? Нравятся?

- Ещё бы! Нижнекамцам нужно ценить руководство трамвайного управления, которое ради удобства  пассажиров идёт на такие расходы. Новые вагоны гораздо комфортнее первых.

 (На фото Нина Лежнёва - вторая слева.)

Газимзян Сабиров


forecast

Новости


Работа